"Механобр–техника" за 1 млрд рублей разработает оборудование по производству щебня для РЖД

Автор фото: Свистунова Валентина
Российская Федерация. Санкт-Петербург. Механобр Техника.

ЗАО "Научно–производственная корпорация (НПК) "Механобр–техника" вместе с компаньонами вложит около 1 млрд рублей в разработку оборудования по производству путевого щебня из твердых горных пород для высокоскоростных железнодорожных путей.

Потребность в этом строительном материале будет расти, полагают в "Механобр–технике", в связи с реализацией ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) масштабной инвестиционной программы по развитию выделенных высокоскоростных магистралей в России. Потребность РЖД в так называемом балластовом щебне на 2013 год превышает 20 млн т.

Тонкий расчет

Специальным щебнем железнодорожники уплотняют пути. На данный момент основной поставщик такого строительного материала — ОАО "Первая нерудная компания", 100%–ная "дочка" РЖД, объединяющая по всей стране 18 заводов по выпуску путевого щебня. Она удовлетворяет более 50% потребности РЖД, производя ежегодно около 12 млн т балластного камня. Именно это предприятие и планирует оснастить своим оборудованием "Механобр–техника". По словам совладельца и председателя правления научно–производственной корпорации Леонида Вайсберга, РЖД вложат в проект создания новых камнедробильных установок 200 млн рублей, еще 250 млн рублей добавит Министерство образования и науки РФ, по 300 млн рублей вложат "Механобр–техника" и машиностроительная корпорация "Уралмаш". Предприятия последней будут собирать установки по производству щебня.
"Мы придумали технологию и на ее основе целый ряд типовых установок. Наш партнер — завод "Уралмаш" в Екатеринбурге, он будет производителем этих машин. Он же будет и продавать оборудование, отчисляя часть прибыли нам как разработчику", — объясняет схему сотрудничества Леонид Вайсберг. Уточнять долю прибыли "Механобра" он не стал.

Миллиард вернется

Средняя стоимость установки составит около 50 млн рублей. Основным покупателем нового оборудования может стать "дочка" РЖД.
"В письме Первой нерудной компании нам гарантировали, что готовы приобретать ежегодно не менее трех машин и в перспективе заменить ими весь свой парк морально и физически устаревших дробилок", — уверяет Леонид Вайсберг. По его оценке, годовая стоимость контракта составит не менее 150 млн рублей. А если Первая нерудная компания переоборудует все свои заводы, то совокупный доход "Механобра" и "Уралмаша" может достичь 1 млрд рублей в течение ближайших 6–7 лет.

Не заработала

В свою очередь, в Первой нерудной компании заявили, что сотрудничали с "Механобром" в 2010–2011 годах, но четких планов закупать у них оборудование пока нет.
"Мы купили одну установку, но она у нас не заработала, возможно, мы неправильно интегрировали ее в технологический процесс. Сейчас она разобрана, и мы планируем отправить ее на другой завод, может, там удастся внедрить ее. Закупать новые установки в этом году не собираемся, хотя модернизация всем заводам остро необходима", — сообщил dp.ru источник в Первой нерудной компании.
Более того, в этом году РЖД планируют избавиться от ряда непрофильных активов в строительном секторе. В частности, на продажу выставлена Первая нерудная компания. Железнодорожная монополия рассчитывает получить за 75% акций "дочки" около 4,5 млрд рублей.
Один из потенциальных покупателей Первой нерудной компании — ОАО "Национальная нерудная компания" (ННК), объединяющее 10 щебеночных производств по всей стране совокупной мощностью 25 млн т нерудной продукции в год. Владельцем ННК является Юрий Жуков, известный также как совладелец одного из крупнейших российских девелоперов — ОАО "Группа компаний "ПИК". Сейчас ходатайство ННК о покупке Первой нерудной рассматривает Федеральная антимонопольная служба.
"Мы знаем о грядущей продаже контрольного пакета Первой нерудной и уже вели переговоры с ННК —ее руководство подтвердило готовность закупать нашу технику", — заверили в "Механобр–технике".