На фоне растущего рынка банки в 2012 году открыли больше офисов, чем годом ранее

Автор фото: Ваганов Антон

В 2012 году в погоне за розничным клиентом на растущем рынке банки открывали новые офисы. В этом году некоторым игрокам придется оптимизировать свои сети.

В 2012 году, по данным консалтинговой компании Jones Lang LaSalle, доля банков в общей структуре сделок по аренде офисов в Петербурге составила 6% против 4% за 2011 год. В прошлом году банковская розница сильно выросла: рынок потребкредитов увеличился на 40%, а вкладов — на 20%. В погоне за клиентом банки развивали инфраструктуру, открывая новые офисы. "Спрос банков на недвижимость в этом году продолжит расти — потенциал рынка потребкредитов не исчерпан", — говорит Анна Чифинелли, директор регионального центра банка "Хоум Кредит" в Петербурге. В этом году аналитики ожидают роста рынка потребкредитов на 30%, вкладов — на 15–17%.

Эпоха возрождения

"В 2011 – 2012 годах были ситуации, когда на один офис в Петербурге претендовали сразу несколько банков", — говорит Ольга Драгомирецкая, управляющая филиалом Газпромбанка в Петербурге. В этом году рост спроса на офисы у банков продолжился. "В начале 2013 года банки обновили у нас свои заявки на аренду офисов: их спрос вырос на 15–20%. Интерес банков остается на высоком уровне: они ищут помещения для розничных точек и для бэк–офисов", — говорит Людмила Рева, директор международной консалтинговой компании Astera.
Впрочем, по оценкам экспертов, до темпов роста, показанных в предкризисные годы, рынку банковской недвижимости еще далеко. В 2006–2007 годах на банки приходилось до 50% сделок по аренде офисов, вспоминает Лилия Еременко, руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений Jones Lang LaSalle в Петербурге. "В 2007–2008 годах крупный портфель заказов нашей компании по реконструкции и отделке приходился на банки, но в кризис их активность сократилась", — говорит вице–президент, директор по производству компании STEP Юрий Иоффе. Сейчас, по его словам, на рынке в основном происходит перераспределение сил, например, банк купил конкурента и проводит ребрендинг или косметический ремонт старых отделений.

Что ищут

По словам Светланы Чевдарь, директора департамента консалтинга и оценки недвижимости КГ "Лаир", наибольшим спросом под развитие филиальной сети сегодня у банков пользуются помещения площадью 50 – 60 м2, расположенные на оживленных городских магистралях и у станций метрополитена.
Банки готовы не только арендовать, но и приобретать наиболее ликвидные помещения. "Учитывая, что ликвидных помещений в городе очень мало, их собственники этим пользуются, запрашивая за аренду очень высокие ставки — в среднем $150 за квадратный метр. И даже такие помещения пользуются спросом у банков", — констатирует Светлана Чевдарь. Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес–центров "Сенатор", отмечает рост интереса банков к деловым центрам. "В бизнес–центрах банки могут располагать свои клиентские и бэк–офисы. Но при покупке зданий банки отдают предпочтение объектам с хорошим местоположением и возможностью размещения хранилища в цокольном этаже. Это могут быть как реконструированные особняки, так и бизнес–центры", — говорит Лилия Еременко.
"В этом году можно говорить о насыщении рынка: скорее всего, банки, активно открывавшие новые точки в предыдущие годы, займутся оптимизацией сетей, поняв, какие офисы оказались менее эффективными", — предполагает Ольга Драгомирецкая. Сейчас, по ее словам, работа многих точек строится на отношениях с партнерами, ведь для продажи ипотеки или автокредитов проходимость не так важна.
Кроме того, многие банки стали делать упор на микроофисы и стойки, не требующие больших площадей.