Глава  Finnish Ski Area Association: Вместе выгоднее

В начале 2013 г. горнолыжные комплексы России, в том числе и Ленобласти, объявили о намерении создать саморегулируемую организацию "Горнолыжный союз России". В Финляндии, которая ежегодно принимает на горнолыжных курортах 3 млн россиян, подобная организация — Finnish Ski Area Association (FSAA) — существует уже 26 лет.

Ежегодный бюджет FSAA — 1,5 млн евро, управленческий аппарат — три человека. Последние 2 года ассоциацию возглавляет Анне Ларилахти, до своего прихода в FSAA сделавшая карьеру в Nokia. В разговоре с dp.ru она рассказала о том, в чем смысл работы таких организаций, как курорты решают проблемы и с кем конкурируют.
Анне, как финансируется ассоциация?
— Как любая саморегулируемая организация, FSAA существует на взносы. Сегодня в ассоциацию входит 74 горнолыжных курорта, 40 лыжных школ и 40 фирм, предоставляющих сопутствующие услуги. Размер взноса зависит от оборотов компании. Если годовой доход не превышает 100 тыс. евро, то курорт платит фиксированную сумму, если больше — то процент от продажи ski–pass (билетов на склоны). Причем чем выше доходы, тем меньше процент. Например, ежегодный доход курорта Рука — около 8 млн евро, и потому их процент небольшой. Скажу, что максимальная ставка взноса — 0,5% от продажи билетов. Годовой оборот всех курортов, входящих в FSAA, от продажи билетов составляет около 50 млн евро. Оборот со всеми услугами, включая прокат, рестораны, проживание, — более 1,5 млрд евро.
Какова роль государства в регулировании отрасли?
— Она ограничена контролем за безопасностью склонов, все остальное — в руках бизнеса.
Имеют ли компании, входящие в СРО, какие–либо налоговые льготы?
— Пожалуй, пока только одну — членские взносы не подлежат налогообложению. Но мы хотим добиться для членов FSAA снижения налога на электроэнергию. Для горнолыжных курортов статья расходов на электроэнергию очень весомая — 30% затрат.
Вообще, горнолыжные курорты — прибыльный бизнес?
— У каждого курорта свой показатель рентабельности, но в целом бизнес прибыльный. Правда, он очень зависим от погодных условий. Например, из–за теплой погоды 2011–2012 гг. для некоторых южных курортов Финляндии сезон начался только в конце января, что, несомненно, отразилось на рентабельности.
С какими проблемами кроме погоды и сезонности сталкиваются курорты?
— Как ни странно, главная проблема — нежелание финнов обучаться катанию. Как правило, услугами тренеров на склонах пользуются либо дети, либо иностранцы. Очень редко бывает, что финн сам пойдет в лыжную школу. И это создает проблемы на склонах: аварийные ситуации, травмы. Еще одна проблема — появление развлечений–субститутов, с которыми конкурируют лыжи как отдых. Раньше на склонах было много молодежи, сегодня у них столько вариантов провести досуг (видеоигры, Интернет), что стоит задача как минимум не допустить падения того числа любителей лыж, которое есть сегодня. А это 1,2 млн человек. Так что одна из наших задач — продвигать этот вид отдыха. Это важно, чтобы прибыль курортов росла. Кстати, особенность бизнеса в том, что конкуренция переросла из соревнования курортов друг с другом за место под солнцем среди других видов отдыха.
Как много времени прошло, прежде чем курорты поняли, кто их настоящий конкурент?
— Процесс шел постепенно. Все больше компаний понимают, что на самом деле им выгоднее работать, объединив свои усилия, а не конкурируя друг с другом. Сегодня среди курортов в порядке вещей помочь друг другу, например, если вдруг сломается подъемник или нужны какие–то запчасти. Они и информацией делятся. Если курорт придумал инновацию, которая экономит деньги и делает услуги лучше, он делится ею с другими. Единственная вещь, которая законодательно запрещена при подобном обмене опытом, — это обсуждение цен. Таким образом исключается возможность картельных сговоров.
И насколько велика разница в ценах?
— Увы, разница небольшая, если сравнивать крупные и не очень курорты внутри страны. Если сравнивать с Европой, то в Германии, Чехии и Словении цены немного ниже, чем в Финляндии, а во всех остальных странах примерно такие же. Если говорить о ценообразовании, то единственное, о чем договорились члены организации, — это о бесплатном посещении склонов детьми до 6 лет при условии, что на них надет шлем. Помимо маркетинга в этом есть еще и просветительский эффект. Если ребенок в шлеме, а его родители нет, то он обязательно поинтересуется, почему папа или мама без защиты.
По каким критериям члены ассоциации оценивают вашу работу?
— Самый главный — когда компании считают, что они получили на свой взнос то, что им нужно. В этом году мы, например, организовали волонтерское движение по оказанию первой помощи на склонах, обучили людей, придумали им специальную форму, чтобы лыжники могли распознать их. Относительный показатель моей работы и работы моих коллег — рост доходов курортов и снижение числа несчастных случаев на склонах. Потому что в числе основных наших задач — продвижение курортов, работа с лыжными школами, в том числе для детей, обучение персонала для лыжного курорта, просветительская работа внутри страны и за рубежом. Все решения, которые находит FSAA, — это решения для всей отрасли, а не одного–двух курортов.
В России в отраслях, где появляются СРО, нередки случаи, когда таких организаций несколько. Была ли у FSAA альтернатива?
— Сначала в Финляндии существовали центр Южной и центр Северной Финляндии. Но потом пришли к тому, что нужна одна организация. Так в 1986 г. появилась FSAA. А после этого уже просто не было смысла создавать что–то еще. Сегодня практически во всех странах Европы существует одна организация, подобная FSAA. Но есть и общая европейская — FIANET, которая объединяет курорты Европы. Недавно в нее вошла Чехия. И, кстати, FIANET готова сотрудничать и с российской ассоциацией горнолыжных курортов, как только такая появится.
 
 

Кстати

Люди и бизнес

> До своего прихода в FSAA (ski.fi) на должность управляющего директора FSAA Анне Ларилахти работала в Nokia и Nokia Siemens Networks. Занимала различные должности в области маркетинга, развития бизнеса и стратегий. По оценке FSAA, доля россиян в общем потоке гостей горнолыжных курортов Финляндии составляет в среднем 8%.