Почти как в жизни

 

ВХельсинки, куда теперь можно доехать на поезде за 3 часа с небольшим, в музее Киазма, проходит выставка, посвященная документализму в современном искусстве. Киазма не часто устраивает такие большие концептуальные экспозиции. Обычно музей чередует зарубежные кураторские проекты с тематическими выборками из своей коллекции. Нынешняя выставка о том, способно ли сегодня искусство свидетельствовать о политическом, социальном и экзистенциальном опыте, а также о многоликости реализма. Экспозиция наводит на размышления о том, как изощренно современные художники умеют имитировать достоверное свидетельство. Документ в современном искусстве — вовсе не источник информации, но один из наиболее зрелищных и эффектных визуальных языков. В Киазме можно увидеть широкий спектр документальных жанров и стилей, которыми так богато contemporary art.
Сербский художник Иван Грубанов фиксировал слушания по делу Слободана Милошевича в серии карандашных рисунков. Ничего нового об этом шумном процессе из них мы не узнаем, но можем освежить в памяти эпизоды истории войны на Балканах. В другом зале выставлен ассамбляж Кристиана Болтански из старых вещей, собранных в еврейских семьях. Этот ассамбляж входит в серию работ, посвященных трагедии холокоста. Здесь же видео Гинтараса Макаревичюса — монтаж киноматериалов из архивов литовских семей, депортированных большевиками в Сибирь. Помимо проектов о политической истории кураторы выбрали произведения художников, экспериментирующих с жанром портрета. В Киазме можно увидеть сцены отдыха трудящихся в соляном городке на Украине в 1960–е, зарисовки из жизни парижан, снимки моделей, насадивших на голову ком теста, а также попытки нарисовать максимально точно автопортрет на основе фотографий. Другая серия работ воспроизводит концептуалистские игры с документацией и бюрократическим бумагооборотом. Классик концептуализма Лоренс Винер выдал себе авторский финский паспорт. Петер Ливерсидж аккуратно развесил на экспозиции бумаги, заполненные для участия в этой выставке.
Жанры и техники документального искусства сегодня разнообразны. В Киазме собраны и коллажи, и монтажи, и рэди-мейды, и ассамбляжи, и аудиовидеоинсталляции. Апофеоз документализма — Вавилонская башня, построенная Сильдо Мейрелесом из старых магнитофонов. Магнитофоны, конечно, настоящие, но эффекта реальности они, как и большинство работ на выставке, не создают. В отличие от 1920–х с их культом факта, документализм сегодня не имеет прямого отношения к жизни, это одна из художественных риторик. Редкое исключение — инсталляция Сергея Браткова, погружающая нас в шизофреническую реальность завсегдатаев балаклавского пляжа.