"Ленте" запрещают торговать джинсами под брендом Westland

Учащаются претензии правообладателей к торговым сетям. Владелец товарного знака Westland пытается запретить сети гипермаркетов "Лента" торговлю китайскими джинсами и взыскать с ритейлера 4 млн рублей.  Год назад запретить "Ленте" продавать кроссовки пытался Adidas, но тогда российские суды отказали ему в этом требовании.

Владеющая товарным знаком Westland компания "Восток–Запад" обратилась в Арбитражный суд по Петербургу и Ленобласти с новым иском к сети "Лента" о взыскании 4 млн рублей. Истец считает, что ретейлер нарушил его права на товарный знак Westland, торгуя одеждой под этой маркой без согласия ООО "Восток–Запад". Ранее компании уже удавалось привлечь ретейлера к ответственности за нарушение своих прав.

"Лента" не прошла таможню

Первые претензии к "Ленте" возникли еще в 2011 году. Тогда на таможенном посту Петербургской таможни была задержана партия из 13 тыс. пар джинсов с признаками контрафакта. "Лента" выступала в качестве импортера продукции, произведенной китайской компанией Wanyu Knitting Co., Ltd. По результатам арбитражного разбирательства ретейлер был оштрафован на 30 тыс. рублей, а партия конфискована.
В мае 2012 года сотрудники управления МВД России по Нижнему Новгороду обнаружили контрафактные джинсы Westland в нижегородской "Ленте". Правообладатель включился в борьбу в качестве третьего лица по иску. В первых двух инстанциях суд признал "Ленту" виновной в административном правонарушении и оштрафовал на 31 тыс. рублей. Сейчас суд рассматривает кассационную жалобу ретейлера.

Успех зависит от доказательств

Права на товарный знак Westland ООО "Восток–Запад" получило еще в 2007 году по договору уступки. Знак зарегистрирован в том числе по 25–му классу "одежда, обувь, головные уборы". По данным Роспатента, регистрация действует до 2022 года. С представителями компании вчера связаться не удалось. Компания "Лента" оставила запрос "ДП" без ответа.
"Судебная практика по нарушению прав на товарный знак наработана уже большая, поэтому при наличии необходимых доказательств "Восток–Запад" без проблем докажет свою правоту", — уверен Виктор Станковский, директор петербургского офиса компании "Городисский и партнеры". По его словам, при наличии договоров поставки правообладатель может требовать возмещения двукратной стоимости реализованных товаров. Максимальная компенсация, на которую он может рассчитывать, составляет 5 млн рублей.
"Восток–Запад" — не первый правообладатель, который подает на "Ленту" в суд за нарушение прав на товарный знак. Осенью 2011 года мировой продавец спорттоваров "Адидас" нашел в этой сети контрафактные кроссовки и обратился в петербургский арбитраж с требованием запретить использование товарного знака, уничтожить конфискат и взыскать с "Ленты" 2,5 млн рублей. По мнению представителей концерна, полосатые кроссовки, которые продавались в "Ленте", были схожи до степени смешения с продукцией "Адидас". Однако арбитраж не нашел этого сходства, и в 2012 году мировому производителю было отказано в иске. Апелляционная жалоба компании "Адидас" также была оставлена без удовлетворения.

Ретейлеры рискуют

Сети гипермаркетов "О'Кей" тоже пришлось участвовать в подобных судебных разбирательствах. ГК "Рики", правообладатель бренда "Смешарики", судился с ретейлером из–за носков с изображением героев мультфильма.
Сравнительно большое количество исков против компании "Лента", которые касаются нарушения прав на торговый знак, можно объяснить несовершенством взаимоотношений ретейлеров с поставщиками, говорит Виктор Станковский. По его словам, часто ретейлеры ограничиваются оговоркой в договоре поставки о том, что вся ответственность за соблюдение авторских прав ложится на поставщика. "Для защиты компании от контрафакта этого недостаточно", — констатирует Виктор Станковский.