Антитабачный закон, готовящийся к принятию в Госдуме, отнимет у малого бизнеса долю рынка в миллиарды долларов в год

Автор фото: Trend / Никита Инфантьев
Россия, Санкт-Петербург. Производство табачных изделий на фабрике ЗАО "Филип Моррис Ижора".

Антитабачный закон, довольно быстро проходящий чтения в Госдуме, отнимет у малого бизнеса долю рынка в миллиарды долларов в год. Последствием этого станет не только расширение рынка контрафакта, но и освоение новых форматов работы.

Государственная дума во втором чтении приняла проект федерального закона "О защите граждан РФ от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма". От варианта закона, прошедшего первое чтение 1,5 месяца назад — 14 декабря 2012 года, документ имеет значимое отличие: парламентарии решили отказаться от ограничения по площади небольших торговых точек, в которых продают табак. Ранее законопроект с 2015 года запрещал торговать табачными изделиями в небольших торговых объектах (до 50 м2, а в сельских районах — до 25 м2). Это ограничение сняли. Но ларьки и киоски — микробизнес, располагающийся на нескольких метрах, — все-таки лишается этой возможности.

Последствия

Как ожидают депутаты, благодаря поправкам за грядущее десятилетие потребление табака в России снизится вдвое. Причем бизнес пострадает от всех этих мероприятий незначительно, уверены законотворцы, опирающиеся на прогнозы Росстата. Например, количество торговых точек, в которых можно будет продавать табак, сократится не более чем на 14%, подсчитали в ведомстве.
Но эксперты по–прежнему не разделяют оптимизма законодателей. Главной жертвой (даже несмотря внесенное послабление по площадям) станут малые предприятия, особенно нестационарные объекты, которым продажи табачных изделий приносят, по разным оценкам, 30 – 40% общего объема прибыли. Сценарий по массовому сокращению мелкорозничной сети вполне реален, особенно вкупе с ограничением по продажам пива — именно эти товары дают небольшим магазинам львиную долю выручки, утверждает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. "Произойдет передел рынка, в выигрыше определенно останется крупная розница", — отмечает он. При этом пока мелкорозничная торговля осваивает лакомый кусок этого рынка — в среднем на нее приходится около 50% общего объема продаж табачных изделий по России (например, за 2011 год — около $9 млрд).
Но, как прогнозирует эксперт, сокращение мелкорозничной сети будет довольно быстро компенсировано развитием других форматов. Например, сonvenience store — круглосуточных магазинов, схожих по формату с магазинами у дома, но рассчитанных скорее на импульсивные покупки, динамичному росту которых в крупных городах как раз мешает сильная нестационарная розница, прогнозирует Максим Клягин.

Рост в тени

Производители табачных изделий о прогнозах по снижению собственной выручки пока говорить не спешат.
В российском представительстве " Филип Моррис Интернэшнл" лишь отметили, что ожидают, что "закон приведет к закрытию тысяч малых предприятий", но о собственных будущих убытках предпочли умалчивать. О влиянии антитабачного закона на бизнес также отказался говорить другой крупнейший производитель табачных изделий — компания JTI. Но, по информации экспертов, их ожидает незначительное падение выручки — скорее всего, не более 3%.
"Снижение будет компенсировано ростом цен, прибавим к этому исчезновение издержек на рекламу и спонсорство — на это каждый производитель тратил гигантские суммы", — считает председатель совета Санкт–Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков.
По его словам, при том что эластичность спроса на сигареты крайне низка, больше неприятностей производителям доставит не снижение потребления сигарет, а опережающий рост акцизных ставок.
Главным экономическим вредом, которые принесет антитабачный закон, станет расширение серого рынка, уверен Максим Клягин. С ним согласны в российском представительстве компании "Филип Моррис Интернэшнл".
"В тех государствах, которые применяют столь чрезмерные нормы, как запрет на выкладку сигарет, наблюдается значительный рост нелегальной торговли табачными изделиями", — утверждает Ирина Жукова, директор по коммуникациям аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл".
 
 

На заметку

Антитабачный закон: где и для кого

> В России потребителями табачных изделий являются около 60% мужчин и 20% женщин.
> Антитабачный законопроект не только запрещает курить вблизи образовательных и медицинских учреждений, но и устанавливает новые требования к упаковке, маркировке табачных изделий, а также запрещает стимулирование продажи сигарет — рекламу, спонсорские кампании и многое другое.
> Планируется полностью запретить курение в ресторанах, барах и кафе, на рабочих местах, на пляжах, а также в парадных жилых домов и т. д.