Петербургская сеть гипермаркетов секонд-хенда "Мегастиль" расширяется и выходит в Москву

Городские секонд–хенды видоизменяют формат торговли, укрупняются и выходят в другие города. У них в планах уже открытие профильных гипермаркетов площадью 10 тыс м2. В ближайшие годы такие магазины только укрепят свои позиции, считают эксперты.

Группа компаний предпринимателя с сирийскими корнями Абдина Мустафы приступила к расширению сети гипермаркетов секонд–хенда под брендом "Мегастиль" (аналогичный проект бизнесмен более десятка лет развивает за рубежом).
Пятая точка откроется в феврале в ТРК "Скачков" около станции метро "Рыбацкое", где под магазин арендовано помещение площадью 1750 м2. На такой площади можно продавать несколько тысяч единиц изделий — одежды, обуви и аксессуаров, а также домашнего текстиля — товаров, закупленных в странах Европы на вес, а в России сбываемых поштучно.
По оценке экспертов, рентабельность одного такого магазина может достигать 10-15% (тогда как в традиционном магазине — в среднем 15–20%).

Размер XL

В планах владельца компании в 2013 г. увеличить сеть магазинов "Мегастиль", работающую в Петербурге с 2010 г., до 15 объектов, а также продолжить развитие в других городах. "В начале марта выходим в Москву, где откроется самый большой на сегодня гипермаркет, под который арендовано 10 тыс. м2", — рассказывает директор по маркетингу и развитию сети "Мегастиль" Александр Айвазян.
По его словам, отличительной особенностью сети являются размеры магазинов — минимальная площадь начинается от 1,5 тыс. м2, в среднем объект занимает 3 тыс. м2.
"В Петербурге есть потребности и в больших по размеру магазинах, но мы сталкиваемся с ограниченным предложением подходящих площадей", — отмечают в компании.
Размер инвестиций в каждый магазин в компании не разглашают, но отмечают, что проходимость каждого объекта составляет несколько тысяч человек в день (в основном это пенсионеры, студенты, многодетные семьи), а средний чек составляет около 3 тыс. рублей. "Вложения во все предыдущие объекты уже окуплены", — подчеркнули в компании.
По мнению специалистов агентства недвижимости Astera, затраты только на аренду достигают 1 млн рублей в месяц за каждую 1 тыс. м2.
В оборудование торгового зала приходится вкладывать как минимум $500 за 1 м2, подсчитали эксперты.

В новом виде

Помимо "Мегастиля" в Петербурге развиваются еще несколько сетей магазинов секонд–хенда. Среди них сети "Вова", "Мидол", "Мир Секонд Хенд". "У нас пока запланировано открытие трех новых магазинов, 26 уже работают в городе и области. Рынок пока не перенасыщен", — рассказали в компании "Мир Секонд Хенд".
Конкуренцию сетям составляют сотни разрозненных безымянных точек. Кроме того, в Петербурге до сих пор сохранился первоначальный формат торговли такими товарами, зародившийся в 1990–х. Например, россыпь секонд–хендов на раскладушках под открытым небом по–прежнему работает на Удельной. Но подобные развалы — это скорее исключение из правил, настаивают эксперты. Торговля секонд–хендом продолжает приобретать цивилизованный вид: одежда развешивается, предварительно отглаживается, возле некоторых магазинов оборудуются парковки и т. д.
Интересно, что активно продают в секонд–хендах также одежду, претендующую на статус винтажной, а кроме того, нераспроданные остатки коллекций демократичных европейских марок.
В среднесрочной перспективе секонд–хенды не только не потеряют свои позиции, но и укрепят их, прогнозирует аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.
"Уровень жизни у нас поднимется не скоро — даже в крупных городах хватает покупателей, желающих приобрести неновую вещь за 100 рублей, а не новую за 1 тыс. Это позволяет скупать товар за копейки, даже дорогая логистика окупает эти затраты", — рассуждает аналитик.
Трудно прогнозировать, приживется ли такой формат в России. Здесь вопрос уже в психологии потребителей — готовы ли они будут массово пойти за одеждой в секонд–хенд. При этом удаленность магазина от дома или работы особой роли не играет. Одежда — это не предмет первой необходимости, поэтому людям даже удобнее будет, по аналогии с обычными торговыми центрами, приехать в крупный секонд–хенд и совершить там больше покупок, нежели идти в небольшой магазин, работающий в подвале собственного дома. Если говорить о плюсах, то, безусловно, чем крупнее розничный бизнес, тем выгоднее работать: больше оборот. Однако предпринимателям, которые имеют небольшие точки и хотят расшириться, следует учесть и минусы крупных точек — они связаны с расходами на открытие, маркетинг, обучение персонала и так далее.
Антон Сафонов
аналитик "Инвест кафе"