Сервис значит больше, чем цена

Автор фото: Яндолин Роман

Крупные сети АЗС продолжают открывать новые станции и расширять комплекс услуг.

При сопоставимых ценах и качестве топлива (они диктуются рынком и техническим регламентом) операторы АЗС стремятся стать ближе к клиентам, открывая новые АЗС и развивая дополнительные услуги.

Планы развития

В 2013 году "Газпромнефть-Северо-Запад" планирует ввести в эксплуатацию 15 городских и трассовых АЗС в Санкт-Петербурге и Ленобласти. Новые автозаправочные станции сети "Газпромнефть" появятся в Невском и Красносельском районах, в Колпино, Парголово и Шушарах. Также АЗС будут открыты в Волховском, Всеволожском, Гатчинском, Кингисеппском, Ломоносовском и Тосненском районах Ленинградской области.
По словам Валерия Ледовских, генерального директора "Газпромнефть-Северо-Запад", с 2012 года компания уделяет особое внимание развитию многотопливных АЗС, на которых, помимо бензинов и дизельного топлива, в продаже представлено газомоторное топливо.
"На всех АЗС "Газпромнефть" Северо-Западного региона в зависимости от формата и площади станции мы стремимся представить максимально широкий спектр дополнительных услуг, таких как электронная подкачка шин, автоматическая мойка, магазин сопутствующих товаров, кафе, кофемашины, вынесенные в зону обслуживания, банкоматы и терминалы оплаты", - говорит Валерий Ледовских. Так, на АЗС в Петербурге на Камышовой ул. работает бокс шиномонтажа и экспресс-ремонта автомобилей.
В следующем году до восьми многотопливных автозаправочных комплексов (МАЗК) под брендом ВР (включая четыре МАЗК в границах СПб и четыре МАЗК на трассах в Ленобласти) планирует ввести в эксплуатацию оператор ТНК-ВР. Станции будут построены в стандартном формате. Для удобства заправки грузовых автомобилей большинство МАЗК на трассах будут оснащены отдельно стоящими топливно-распределительными колоннами для дизтоплива.
Компания ПТК ведет проектные работы по пяти АЗС (земельные участки расположены в городе и области), которые откроются в формате Dream. Они представляют собой АЗС с торговым залом площадью от 60 до 180 м2 (бренд "Евромаркет") и кафе (бренд "Еврокафе"). "Если позволяет площадь земельного участка, технические возможности и мы видим, что могут оправдаться наши маркетинговые расчеты, открывается "Евромойка", - рассказывает Андрей Михеев, генеральный директор ЗАО "ПТК". - Мы рассматриваем западный вариант развития, где АЗС выступает не только местом заправки, но и магазином быстрых покупок в любое время". На небольшой площади земельного участка и там, где есть технические ограничения, ПТК открывает автоматические и полуавтматические АЗС.

Фирменные товары

Для роста узнаваемости бренда и укрепления лояльности своих клиентов компании предлагают наиболее ходовые товары, вроде омывающей жидкости, под частной маркой. Практически у каждой крупной сети АЗС есть свое брендированное топливо, которое содержит активный комплекс присадок, повышающих эффективность работы двигателя и улучшающих разгонную динамику автомобиля, а также обеспечивает защиту топливной системы двигателя.
В частности, на АЗС "Газпромнефть" реализуется 95-й бензин с улучшенными характеристиками G-Drive. Брендированное топливо JET с октановым числом 95 в 2012 году выпустила ПТК.
У ТНК-ВР брендированное топливо уже занимает до 40% в общем обороте. Помимо бензина Pulsar-95 ТНК, компания выпускает брендированные виды дизельного топлива. К таким относится, например, BP Ultimate Diesel. По словам директора департамента маркетинга и бренда ТНК-ВР Дмитрия Головатского, это топливо увеличивает мощность двигателя и количество километров пробега на одной заправке. Эксперт добавляет, что каждая нефтяная компания использует уникальный пакет присадок, поэтому эффект от фирменного топлива разных брендов может отличаться. Разница в стоимости между стандартным и фирменным сортом топлива с одинаковым октановым числом составляет около 1 рубля за 1 л.

Программы лояльности

Многие операторы предлагают водителям стать владельцами дисконтных и бонусных карт, которые дают скидку или бонусы при покупке товаров и услуг на заправках определенной сети и в компаниях-партнерах. Чтобы получать обратную связь от своих клиентов, сети АЗС выходят в социальные сети.
"Для удобства клиентов, повышения их комфорта и оптимизации расходов запущено мобильное приложение, где представлена карта АЗК ТНК с возможностью построения маршрута, функцией контроля расходов на автомобиль и информацией о текущих акциях и программе лояльности Carbon", - рассказывает Дмитрий Головатский.
Некоторые компании для привлечения новых клиентов меняют свой внешний и внутренний вид. Так, в процессе ребрендинга находятся заправки Neste. Ожидается, что к концу года половина всех АЗС компании будет работать под обновленным брендом Neste Oil. Помимо нового названия и визуального элемента в виде сине-зеленой капли, изменилась концепция магазинов при таких АЗС: дизайн стал ярче, а качественных товаров здесь обещают больше.