Рынок услуг свадебных агентств в Петербурге остается диким

Открыть свадебное агентство Ирина Мураева (25 лет) решила после организации праздника по случаю собственного бракосочетания.

"Когда я звонила в агентства, мне отвечали, что 400 тыс. рублей — это мало для проведения свадебного торжества, — рассказывает Ирина. — При этом они не могли объяснить, на что планируют потратить мои деньги. Другие брали фиксированную цену, например 50 тыс. рублей, даже если общий бюджет праздника составляет 100 тыс. рублей. Тогда я решила сделать все самостоятельно".

Жизнь на откатах

Свадебное агентство "Сладкая жизнь" было открыто в феврале 2012 года. Ирина взяла в кредит 500 тыс. рублей под 31% годовых. На деньги был арендован офис на Петроградской стороне (20 тыс. рублей в месяц), куплена мебель, техника, сделан сайт и дана реклама в специализированных журналах. Спустя некоторое время Ирина взяла себе помощницу, а сегодня годовой оборот компании — 500 тыс. рублей.
По словам предпринимательницы, основную прибыль на рынке компаниям приносят так называемые откаты — скидки, которые предоставляют агентствам подрядные организации: рестораны, оформители, организаторы шоу, фотографы и т. д. Подобные откаты составляют 5–15% от оплаты услуг подрядчика. Так, например, при бюджете свадьбы 300 тыс. рублей агентство получает 20 тыс. от клиентов и около 30 тыс. в виде скидок–откатов.
В целом свадебные агентства формируют фиксированную ставку на свои услуги либо берут 7–10% от общего бюджета праздника.
В планах Ирины — организовывать специализированные выставки для привлечения клиентов и партнеров и, возможно, открыть офис в Москве, где, по ее словам, конкуренция на рынке ниже, чем в Северной столице.

Приручить дикого

Несмотря на то что к услугам свадебных агентств прибегают примерно 15% российских пар, предложений по организации торжеств в Петербурге слишком много и далеко не все компании работают профессионально, считают участники рынка.
"Каждый диджей, ведущий, флорист, каждая вторая невеста считают себя профессионалами в области организации торжеств", — говорит Мария Шаланцева, директор свадебного агентства "Наш день". Если судить по соцсетям, то агентств и организаторов в Петербурге наберется не менее 500.
По оценкам Ирины Мураевой, ежегодный оборот крупного петербургского event–агентства с пятью–шестью сотрудниками может составлять до 2 млн рублей — в зависимости от количества заказов. При этом перспективы спроса на услуги весьма неплохи. Если в 2012 году было заключено много браков (по статистике органов ЗАГС, за 11 месяцев более 50,4 тыс. — "ДП"), то в 2013 году будет просто свадебный бум, уверена Ирина Мураева.
"О доходах на рынке я бы сейчас не говорила, как бы не выйти в минус, — говорит Мария Шаланцева. — К сожалению, спрос непрогнозируем. Год может бытькак чудесным, так и кошмарным: ты не знаешь, сколько людей и с каким бюджетом прибегнут к твоим услугам, потому что нет культуры обращения в агентства. Видимо, это связано с тем, что люди столкнулись с доморощенными непрофессионалами и потеряли доверие к агентствам. Это дикий рынок, и приручить его в ближайшие 5–10 лет точно не удастся никакими силами".