Ежегодный объем петербургского рынка асфальтобетонных смесей составляет примерно 4 млн тонн продукции.
Среди основных игроков рынка асфальтобетонных смесей - компании "АБЗ-1", "ВАД", NCC, ЗАО "Беатон", группа "ГСК", ЗАО "ПО "Возрождение" и другие. Всего в Петербурге работают примерно 40 специализированных заводов.
Рынок, по словам его участников, высококонкурентный, в среднем предложение превышает спрос, однако в течение сезона нагрузка распределяется неравномерно. В последние 10 лет рынок асфальтобетонного производства активно развивается (одной из предпосылок для этого послужило строительство КАД), профильные предприятия уже установили современное оборудование или находятся в процессе модернизации.
Спрос на мобильность
Нередко предприятие по производству асфальтовых смесей входит в дорожно-строительный холдинг или группу компаний. По словам начальника отдела по связям с общественностью ЗАО "ПО "Возрождение" Анны Медведевой, причина этого очевидна - независимость компании от внешних поставщиков сырья. Так, ЗАО "ПО "Возрождение" - заметный игрок на дорожном рынке Северо-Запада - имеет собственные мощности по производству материалов. В состав группы входят один асфальтобетонный и два бетонных завода.
На фото: Зимняя укладка асфальта, дом 13 по ул. Белы Куна в Петербурге, 30 ноября 2012 года
"Другой тенденцией рынка можно считать интерес дорожников к мобильным асфальтобетонным заводам, которые можно разместить прямо на объекте. Стимулирует спрос к мобильному производству и предполагаемый переезд промышленных предприятий за городскую черту, а перевозить асфальт на дальние расстояния не рекомендуется из-за его физических свойств", - отмечает директор ассоциации "ДорМост" Кирилл Иванов.
Смеси под потребности
Как рассказывает начальник отдела научно-технического сопровождения ЗАО "Институт "Стройпроект" Николай Беляев, сейчас линейка предлагаемых рынком асфальтобетонных смесей расширилась. Предприятия разрабатывают и производят разные типы продукции под различные запросы и потребности заказчика. Например, для верхнего дорожного слоя оптимален щебеночно-мастичный асфальт (ЩМА), это современное покрытие в России стали применять относительно недавно.
Анна Медведева добавляет, что отличительные особенности покрытий из ЩМА - высокие показатели шероховатости и сцепления с колесом, сдвигоустойчивость в покрытии, износостойкость (в т.ч. по отношению к шипованным шинам), повышенная водо- и морозостойкость, коррозионная стойкость, устойчивость к усталостным трещинам и к старению в целом.
Специалисты ЗАО "ПО "Возрождение" для повышения качества покрытия в щебеночно-мастичную асфальтобетонную смесь начали добавлять износостойкую добавку щебневых пород - порфирит. Использование порфирита фракции 30 увеличивает срок службы дорожной одежды.
Выдержать нагрузки
"Разработка новых видов асфальта вместе с улучшением его качественных характеристик и снижением себестоимости - актуальная на сегодня задача для большинства компаний на рынке, в том числе и для нашей", - рассказывает Анастасия Некрасова, генеральный директор компании NCC Roads (Россия). В 2009 году впервые в России дорожники уложили более 70 тыс. м2 денсифальта на территории морского порта Санкт-Петербург, а также на взлетно-посадочной полосе аэропорта Пулково. Денсифальт - комбинированное асфальтоцементное покрытие, которое в Европе используется на различных типах покрытий уже более 15 лет. Обычно он укладывается в местах парковок тяжелых грузовиков, в аэропортах, в местах хранения морских контейнеров, чтобы асфальт не проседал. Для устройства покрытий на мостах и других искусственных сооружениях компания "АБЗ-1" внедрила технологию производства и укладки литого асфальтобетона с использованием полимер-битумного вяжущего. В рамках этого назначения технология укладки литого асфальта не имеет аналогов по соотношению цена - качество. Литой асфальт достигает прочности уже через несколько часов после укладки, применяется в качестве защитного слоя гидроизоляции, он водонепроницаем, обладает повышенной сдвигоустойчивостью, прочностью и износостойкостью. Он также может быть окрашен в разные цвета, заменяя при этом традиционные способы разметки на парковках.