Краткая нумерология

Автор фото: Евгений Асмолов

 Известный историк Лев Лурье, основываясь на исторических фактах, прогнозирует ближайшее развитие событий в политической жизни России.

Русская история, как заметил Велимир Хлебников, подчиняется нумерологическим законам. Выведя формулу, математик и поэт Хлебников задолго до грядущей катастрофы предсказал 1917 год. Что для нашей страны может значить число 2013?
В начале XX века основополагающим стал двенадцатилетний исторический цикл. 1905 — революция, закончившаяся первым русским парламентаризмом; 1917 — свержение царя, приход большевиков к власти; 1929 — "сталинская революция" (коллективизация, пятилетка, процессы "вредителей"); 1937 — апогей "Большого террора", 1949 — "Ленинградское дело", борьба с "космополитизмом", апогей сталинской империи. Затем арифметическая прогрессия дает короткий сбой, и новый цикл начинается смертью Сталина в 1953 году, в 1965–м к власти приходит "коллективное руководство" во главе с Леонидом Брежневым. 1977 год — апогей брежневского СССР, 1989–й — перестройка в разгаре, 2001–й — начало путинских "тучных" годов, 2013–й — ?
Понятно, что обожествлять числа, подобно пифагорейцам, было бы наивно. Но, по–видимому, существует срок, за который правящая элита теряет пассионарность. Недаром Иосиф Сталин как раз каждые 12 лет производил отстрел своих приближенных и заменял их более молодыми. 12 лет продолжалось правление Хрущева. Единственный более длинный цикл — 18 лет — связан с брежневским застоем, но и он состоит из двух отрезков: до 1970–го руководство и впрямь было коллективным. Противовес Леониду Ильичу — другие вожди: Алексей Косыгин, Николай Подгорный, Дмитрий Полянский, Александр Шелепин. А вот следующие 12 лет властную вертикаль маршал Брежнев возглавлял единолично.
Горбачевская элита так и не сложилась, поэтому правила страной половину законного срока — 6 лет. В 2003 году арестом Михаила Ходорковского закончилось 12–летнее доминирование людей ельцинской формации. Так что по всем законам следующие годы предвещают изменения. В России они происходят по нескольким основным сценариям.
"Революция сверху" — царь разгоняет, а чаще убивает своих советников, набирает новых и меняет политическую линию. Так поступил Николай I после восстания декабристов, Александр II вслед за поражением в Крымской войне, Александр III в 1881 году, когда был убит его отец. Так вели себя Сталин, Хрущев, Брежнев, Горбачев, Ельцин, Путин. В этом случае происходит либо легитимный переход власти от царя к наследнику, либо очередной исторический Пленум ЦК КПСС, либо президентские выборы. Система не меняется драматически — чиновники прошлого царствования отправляются в Государственный совет, послами в далекие страны, получают теплые денежные места. Правда, при Сталине их ставили к стенке. Второй вариант — дворцовый переворот. Анна Иоанновна рвет "кондиции", забивают насмерть Петра III, проламывают голову Павлу, Берию расстреливают как английского шпиона. Третий, самый болезненный, — революция. Здесь в политику приходит масса рядовых граждан, насилие бывает меньше (февраль 1917–го, август 1991–го) или больше, как после октябрьского переворота. Наконец, интеллигентный и спокойный способ — перевыборы. В 1996, 2000, 2006, 2012 годах формально так и было. Только Ельцин фактически дал Путину карт–бланш на формирование собственного окружения (при гарантиях для своего ближнего круга). А вот Путин Медведеву свою команду сформировать так и не дал. В результате общество устало от одних и тех же лиц наверху, а путинская элита перестала "ловить мышей".
Владимир Владимирович пытается принять меры — начинают сажать кое–каких проворовавшихся чиновников (пока на уровне региональных министров и замминистров в Москве). Отдалены Сурков и Медведев, убрали Грызлова и Миронова, приближены Нарышкин, Володин, Рогозин. Но все это пока даже не полумеры. Боязнь "чужих", которые могут подсидеть, остается главным фактором кадровой политики. "Революции сверху" не происходит. Зато наблюдается другой процесс: часть старой элиты начинает ворчать и даже выражать открытое недовольство. Началось все, пожалуй, с Алексея Кудрина, продолжилось министрами и даже вице–премьером, выразившими недовольство "антимагнитским законом".
Люди, прежде лояльные власти, такие как Михаил Леонтьев или Максим Соколов, выражают недоумение. Многие законодатели предпочли не голосовать. Множество других отмежевываются от закона и объясняют свое голосование невиданным давлением сверху. По московским слухам, авторство закона приписывают Татьяне Голиковой, а прессование депутатов и сенаторов — Александру Володину.
Такой раскол, если он будет нарастать, потенциально опасен для общества, так как Конституция предписывает стране необходимость подчиняться президенту до 2018 года, если он, конечно, добровольно не уйдет в отставку.
Однако истории плевать на Конституцию. В ближайшие годы нас ждет один из двух вариантов развития. Появление у власти новой формации путинских "янычар" из числа провинциальных молодых единороссов, демонстративные посадки недовольных и бесстыдно проворовавшихся, значительная по объему эмиграция. Второй вариант — отстранение президента. А уж как оно произойдет — неизвестно. Хорошо бы мирно.