Есть мониторинг — нет воровства

Автор фото: Яндолин Роман

Хищение топлива остается головной болью для многих транспортных компаний. Эффективным лекарством оказываются спутниковые системы мониторинга.

Топливо — это высоколиквидный продукт, и в различных компаниях, эксплуатирующих автотранспорт, доля расходов на топливо в общих затратах составляет от 25 до 50%. В ряде случаев расходы не соответствуют выработанному автомобилем объему, поскольку опытные водители знают множество приемов хищения топлива и пользуются ими в целях личной выгоды.

До 80% топлива утекает мимо

Великие комбинаторы за рулем используют целый арсенал средств. Например, когда водитель заправляется на территории предприятия, он пользуется разницей между нормой и фактическим потреблением, производит накрутку спидометра или моточасов. Сливает топливо, которое якобы затрачено, и продает его. Нашей компании удалось однажды выявить пример 80%–ной накрутки. Еще один пример махинации: водитель может вступить в сговор с оператором бензоколонки, который напишет дутые цифры о якобы произведенной заправке, а водитель их подпишет. Мы встречались и с такими случаями, когда оператор бензоколонки на предприятии недоливает топливо незаметно для водителя, например, подкручивает счетчик на 20%. Водитель ничего не знает, лишние деньги оседают в кармане топливозаправщика.
В том случае, когда машина заправляется вне компании за безналичный расчет, водитель может заправить чужую машину по своей карточке. Наличные средства он положит себе в карман, а счет за заправку придет в компанию. Либо водитель может договориться с персоналом АЗС о продаже некоторого объема топлива. По нашим данным, на заправках оборот теневого топлива доходит до 30%.
Вот еще пример махинаций с топливом на АЗС. Персонал общественной заправки подкручивает счетчик бензоколонки. Водитель недополучает топливо.Персонал АЗС продает левое топливо, обналичивая разницу. По нашим данным,на таких АЗС недолив достигает 15%. Если машина заправляется за наличный расчет, водитель может купить топливо с бензовозов на трассе, а в компанию предоставит левые чеки. Или, вообще не производя заправки, купит левые чеки и обналичит их в компании. Также шоферы лихо пользуются разницей в ценах на топливо между регионами и особенно странами: покупают топливо в дешевой зоне за свой счет, а чек о заправке на тот же объем привозят из дорогой зоны.

Спутник видит все

Как видим, поле для творчества достаточно широкое. На наш взгляд, единственным доступным способом прекращения махинаций является установка на автомобили средств объективного контроля расхода топлива — систем, работающих на базе спутниковых технологий ГЛОНАСС и GPS. Сейчас подобные решения распространены на рынке.
Принцип работы любой системы мониторинга следующий: к регистратору подключается специальный высокоточный датчик уровня топлива, позволяющий постоянно отслеживать остаток топлива в баке с погрешностью не более долей процента. Этот датчик работает в паре с навигационным приемником, что дает возможность точно определять где, когда и сколько топлива было слито или залито в бак. Вместе с показаниями различных датчиков информация от системы мониторинга передается через сеть GSM (при ее отсутствии — через Wi–Fi) на интернет–сервер, где сохраняется в базе данных. Затем данные обрабатываются в программном обеспечении и могут быть получены диспетчером в виде отчетов с любого компьютера, через обычный интернет–браузер.
При сравнении этой информации с заправочной ведомостью или просто чеками с АЗС возможностей для махинации не остается — любое различие тут же будет выявлено.
Немаловажно, что в отличие от штатных счетчиков, установленных на автомобиле, — одометра и бортового компьютера датчики для мониторинга проектируются с учетом необходимой стойкости к саботажамнародных умельцев. Использование системы "ГЛОНАСС" GPS—мониторинга транспорта по сути является единственным эффективным и неподкупным способом определения реального расхода топлива.