В окончательной редакции инвестиционного соглашения о строительстве Западного скоростного диаметра между администрацией Петребурга и инвесторами закреплены доли различных банков. ВТБ и Газпромбанк в общей сумме дадут 32 млрд рублей. Впрочем, в этом проекте много цифр требуют пояснений, которые участники соглашения давать не торопятся.
Договоренности об инвестировании пулом банков 70 млрд рублей касаются только центральной части Западного скоростного диаметра — от реки Екатерингофки в Адмиралтейском районе через Васильевский остров до развязки с ул. Савушкина в Приморском районе. Южная и северная части строятся за счет городского и федерального бюджетов.
Тем не менее, инвестиционное соглашение предполагает передачу в эксплуатацию всего ЗСД, который станет первой в России внутригородской платной магистралью. Причем, рисков у инвесторов нет совершенно никаких, независимо от того, будет дорога пользоваться спросом и приносить деньги или нет. Если сборы будут составлять меньше 9,7 млрд рублей в год, говорится в соглашении, городской бюджет компенсирует разницу. Впрочем, если денег в какой-то из годов окажется больше, 90% разницы надо будет вернуть в казну.
Соглашение, которое было названо "акт о достижении финансового закрытия", было подписано в четверг одновременно с контрактом с генподрядчиком проекта — турецко-итальянской строительной группой IC-Astaldi.
Согласно цифрам, опубликованным на официальном сайте администрации Петербурга, общий объем привлекаемых средств — 70 млрд рублей. С учетом того, что в соглашении значится, что акционерный капитал составит 9 млрд рублей, эта цифра совпадает с теми данными, что официально сообщались еще при подписании соглашения банков и администрации города в июне 2012 года. Но уже тогда разнились цифры долей инвестиций разных банков.
Так, по первоначальному плану Евразийский банк развития должен был выделить 3 млрд рублей. Однако чуть позже председатель правления ЕАБР Игорь Финогенов пояснил, что ввиду важности проекта его банк решил увеличить объем инвестиций до 10 млрд рублей. Однако самая большая путаница возникла в сообщении о вкладе в проект ВТБ и Газпромбанка. В день, когда подписывалось соглашение, было сообщено о том, что оба банка вложат 23 млрд рублей. Причем, без объяснения, будет ли это совместный вклад или же столько вложит каждый из банков. Исходя из общей суммы получалось, что это общий вклад.
Кстати, когда корреспонденты "Делового Петербурга" попытались прояснить точную разбивку по долям инвестиций банков, четыре разных источника сообщили четыре совершенно разные версии.
Так, первоначальное официальное сообщение гласило, что 23 млрд рублей — это совместный вклад ВТБ и Газпромбанка. Однако, спустя короткое время, председатель правления Газпромбанка Андрей Акимов заявил, что его банк планирует в течение 10 лет вложить в проект строительства Западного скоростного диаметра горадо больше — 30 млрд рублей. В беседе с корреспондентом dp.ru представители пресс-службы банка подтвердили эту информацию.
Источник из банковских кругов, близкий к сделке, сообщил третью версию. "Общая сумма, которую дают сейчас вместе ВТБ и Газпромбанк — 34 млрд рублей в пропорции 18 млрд рублей — ВТБ и 16 млрд рублей — Газпромбанк", — сообщил источник, отказываясь комментировать заявления Андрея Акимова и данные, на которых была основана первая официальная информация. Возможно, предполагает эксперт, путаница возникла из-за сложности финансовых деталей сделки.
Четвертая, менее распространенная, но все равно имеющая сейчас отражение в публикациях многих СМИ версия, гораздо ближе к сегодняшней: два банка должны были инвестировать по 9,5 млрд каждый. Но все равно остается вопрос, куда делись по крайней мере 2 млрд рублей.
Впрочем, банкиры говорят, что речь идет о банальной путанице, и никаких изменений в планах по сравнению с прошлым, июньским, соглашением нет. Олег Панкратов, руководитель департамента финансирования инфраструктуры "ВТБ Капитал" заявил: "Сумма общих инвестиций — 120 млрд руб: 70 млрд руб — инвестиции, 50 млрд руб — бюджетные средства. Никаких изменений с июня нет. Общий долг — 60 млрд руб: ВЭБ — 25 млрд руб, ЕАБР — 10 млрд руб, ВТБ и ГПБ — по 8,5 млрд руб, ЕБРР — 8 млрд руб. Кроме того, ВТБ и ГПБ предоставили 10 млрд собственных средств (58,5% ВТБ) и кредит под рабочий капитал в 5 млрд (по 2,5 каждый). ВТБ и ГПБ были готовы предоставить и большие суммы, если бы другие члены синдиката отказались участвовать в сделке, однако этого не произошло, и группа банков осталась без изменений".
Из этого объяснения по крайней мере становится понятен источник акционерного капитала и, соответственно, логично следует, что объем вложений ВТБ и Газпромбанка все же не 17 млрд рублей, как сообщается в официальных источниках, а как минимум 32 млрд рублей. Хотя они и придут в проект разными путями.
Большие вопросы вызывает и окончательная сумма, в которую оценивается стоимость всего Западного скоростного диаметра. В четверг и администрация города, и "ВТБ Капитал", и Газпромбанк сообщили, что общая стоимость — 212,7 млрд рублей. Однако в материалах того же ВТБ еще в июне говорилось, что эта сумма составляет 206 млрд рублей. Кстати, в четверг и ЕАБР подтвердил эту "старую" цифру. Там же говорится, что общая стоимость центрального участка оценивается в 90 млрд рублей. Тогда как теперь официальная версия — 120 млрд рублей, из которых 50 млрд рублей придется на бюджет города.
Представители администрации города, Газпромбанка и ЕАБР, с которыми корреспондент "ДП" пытался связаться для разъяснений в чтверг вечером, оказались недоступны ни по городским, ни по мобильным телефонам, ни по электронной почте.