Глава ФРС Бен Бернанке объявил о расширении программы количественного смягчения. А базовая процентная ставка теперь будет ориентирована на уровень безработицы, который эксперты показательным не считают. Доллару ниже падать некуда, бюджетный вопрос по-прежнему не решен, а индексы США "буксуют".
Прошедшее вчера заседание комитета по операциям на открытом рынке ФРС США с одной стороны закончилось не без сюрпризов, а с другой опять не разрешило напряженной ситуации на рынках. Во главу угла был поставлен рынок труда, а все усилия регулятора будут в будущем году направлены на уменьшение безработицы. Впрочем, глава ФРС Бен Бернанке, отвечая на многочисленные вопросы о фискальном обрыве, тревожно ответил, что даже Федрезерв будет не способен справиться с такой угрозой для экономики.
В первую очередь ФРС по итогам совещания сообщила о расширении программы QE3 (quantitative easing — количественное смягчение). В сентябре регулятор заявлял о том, что начнет скупать ипотечные ценные бумаги на $40 млрд в месяц, но в то же время он продлил действие программы "Твист" общим объемом в $667 млрд. В рамках "Операции "Твист" ФРС заменяло гособлигации в своем портфеле на более долгосрочные, чтобы снизить их доходность, а значит — стоимость заимствования средств для государства.
Теперь "Операцию "Твист" обменяют на новую программу, которая будет продавать краткосрочные и скупать долгосрочные облигации на рынке на сумму в $45 млрд ежемесячно. При этом программа QE3 расширится — с начала следующего года ФРС будет ежемесячно надувать свой баланс бумагами на $85 млрд. Такой политики собираются придерживаться до снижения безработицы.
Одним из самых больших сюрпризов для экспертов стало решение ФРС ориентироваться на конкретные показатели безработицы. Бен Бернанке заявил, что не будет повышать базовую процентную ставку с текущих 0-0,25% до тех пор, пока безработица не достигнет 6,5%. На данный момент она составляет 7,7%. Инфляция при этом не должна превышать целевого порога в 2,5%. С одной стороны, это убирает интригу вокруг монетарной политики ФРС на ближайшие пару лет, с другой стороны показатель безработицы эксперты называют несостоятельным.
Читайте также:
Новый год — старые проблемы
"Когда в 1980-ые годы глава ФРС таргетировал безработицу — он "поплатился головой", его сняли даже до окончания срока его полномочий. Безработица для США не показательна потому, что они могут переводить тех американцев, которые не трудоустроены больше года, в состав экономически неактивного населения, исключая их из данных по безработице. Количество безработных сокращается, но число занятых не увеличивается. За четыре года экономически неактивное население прибавило 9,6 млн человек", — отмечает Дмитрий Шагардин, аналитик БК "КИТ Финанс".
Эксперт также привлекает внимание к тому факту, что даже структура уже трудоустроенного населения является нездоровой. Молодые продолжают терять работу, а вот поколение старше 50 лет цепко держится за свои места и не желает выходить на пенсию — его доля на рынке труда выросла за 15 лет в два раза, до 21,6%. Растет при этом сектор неполной и почасовой занятости (за четыре года на 11%), а также сектор с наименьшими зарплатами.
В ответ на многочисленные вопросы о бюджетном обрыве главе ФРС вообще оставалось только развести руками: регулятор будет практически бессилен перед лицом этой угрозы. Даже согласно данным источников внутри Конгресса ситуация остается тупиковой. Из официальных заявлений инвесторы располагают только поствыборными оптимистичными обещаниями Обамы о скорейшем разрешении конфликта и сомнительно позитивной фразой главы республиканского большинства Джона Бонера, мол, он "по-прежнему самый оптимистичный человек в этом городе, но у них есть некоторые серьезные разногласия".
"Я надеюсь, что фискального обрыва не случится, но, как я уже неоднократно говорил, если "бюджетный обрыв" станет реальностью, не думаю, что у ФРС есть инструменты, чтобы компенсировать его влияние. Оно слишком велико", — заявил Бен Бернанке по итогам совещания ФРС.
Фондовые индексы США уже неделю ведут унылое однообразное существование, показывая по итогам дня формальный рост на несколько сотых процента, но на деле не поднимаясь выше 1425-1430 пунктов. Вчера у S&P 500 был шанс вырваться из этого коридора — в начале речи Бена Бернанке индекс выстрелил вверх на 0,8%, но после фразы о фискальном обрыве понуро вернулся в интервал.
"Пока не будет реального прорыва в переговорах, индекс S&P 500 может показывать лишь формальный рост: как вчера — плюс 0,04% — или вообще буксовать. Председатель ФРС Бен Бернанке — это не Волшебник из Страны Оз и компенсировать ущерб от "фискального обрыва" инструментами денежно-кредитной политики не может", — комментирует ситуацию Андрей Верников, заместитель генерального директора по инвестиционному анализу ИК "Церих Кэпитал Менеджмент".
Доллар, по словам аналитиков, потерял максимум того, что мог. Дальнейшее его снижение возможно только на тех условиях, если США не разберется с бюджетным обрывом, затем достигнет потолка госдолга, а потом еще и рейтинговые агентства пересмотрят кредитный рейтинг страны. Теперь, полагают эксперты, у валюты США есть потенциал для роста.
"Все похоже на то, что европейские валюты выдохлись и теперь дадут возможность доллару возместить часть понесенных потерь. Кроме того, есть еще два неоспоримых фактора давления на рискованные активы: неспособность европейцев договориться и неспособность американцев договориться. Чем больше неопределенности, тем ближе "евро-доллар" и "фунт-доллар" к 1,30 и 1,61 соответственно. Кто первый даст достаточно сильный катализатор для рынка, тот и определит направление дальнейшего движения валют", — прогнозирует Алена Афанасьева, аналитик ГК "FOREX CLUB".