Федеральные аптечные сети планируют расширять бизнес в Петербурге

Автор фото: Яковлева Елена

Федеральные аптечные сети вновь заявляют о планах развития в Петербурге. Но местные лидеры вряд ли позволят им занять существенную долю рынка, убеждены эксперты.

Из пятерки крупнейших федеральных аптечных сетей в Петербурге представлены только "36,6" и "Ригла". При этом даже они занимают очень скромную долю рынка — 2,3%, существенно уступая местным игрокам, как свидетельствуют данные компании "Фармэксперт". Однако федералы не отказываются от планов развития в Петербурге.

Москвичи активизировались

"Ригла" открыла первую аптеку в Петербурге 2 года назад, и сейчас ее сеть в городе и области включает 32 аптеки под брендами "Ригла", "Будь здоров!" и "Панацея".
"В следующем году компания планирует активное развитие в регионе", — говорит Инна Маклакова, руководитель отдела по связям с общественностью группы "Протек", управляющей этой сетью. Однако точные планы сеть не раскрывает.
Сеть "36,6" располагает 15 аптеками в Петербурге. "В следующем году мы планируем открыть под этим брендом еще пять аптек, которые будут работать по принципу открытой выкладки", — говорит Александра Кожаева, исполнительный директор аптечной сети "36,6". Второй проект компании — сеть аптек экономкласса "ЛЕКО" пока развивается только в Москве и Московской области.
На вторую половину 2013 года наметил выход в Петербург и еще один федеральный игрок — "Алфега Аптека", объединяющая более 1 тыс. точек по всей России. От более подробного комментария в компании отказались.

Лакомый рынок

Регион привлекает федеральных игроков развитой инфраструктурой и хорошим рынком сбыта. "Рынок Петербурга плотный и высококонкурентный, здесь традиционно сильны местные игроки, но, несмотря на это, аптеки "Ригла" успешно работают в регионе и мы видим перспективы дальнейшего активного расширения", — утверждает Инна Маклакова.
Объем местного розничного рынка лекарственных средств за 9 месяцев 2012 года вырос на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг $643 млн, подсчитали в "Фармэксперте".
По обороту лидером местного рынка остается сеть "Озерки" со сравнительно малым количеством аптек — 26 точек. На втором месте федеральный игрок с местными корнями "Фармакор" — 157 аптек, на третьем "Петербургские аптеки" — 86 точек, на четвертом месте "Первая помощь" — 124 аптеки. Вторая федеральная сеть из нашего города "Радуга" находится на пятом месте с сетью из 119 аптек.
"Петербург привлекает масштабами своего рынка и потенциалом для его дальнейшего роста, кроме того, в регионе хорошо отлажена логистика — вести бизнес в нем очень удобно, но и уровень конкурентного окружения высок", — отмечает Николай Беспалов, руководитель департамента аналитических исследований и консалтинга "Фармэксперта".

Покупки ради мест

Сложности с развитием федеральных сетей эксперты объясняют проблемами на рынке недвижимости.
"За время активного роста аптечных сетей в Петербурге местные игроки успели выбрать и закрепить за собой наиболее выгодные помещения, что значительно усилило их позиции", — говорит Александра Кожаева.
"Шансов на активное органическое развитие (то есть самостоятельное открытие новых точек) у федеральных сетей в Петербурге практически нет. Все хорошие места с большим трафиком либо уже заняты, либо стоимость аренды в них неподъемна при уровне рентабельности аптечного ретейла", — говорит Николай Беспалов.
Единственный вариант решения проблемы для стороннего игрока, желающего быстро нарастить свою долю в Северной столице, — это покупка действующей аптечной сети в Петербурге.
Достойных конкурентов нет
Из всех участников современного рынка фармретейла только у «Риглы» есть потенциал для федерального развития. Она постепенно открывает новые аптеки, но в силу высокой конкуренции Петербург для нее не приоритетный регион, есть менее занятые рыночные ниши. Остальные сети либо федеральными, по сути, не являются, либо у них нет возможности для развития. «36,6», как мне кажется, в глубоком системном кризисе, из года в год демонстрирует убытки, «Эркафарм» занимается в первую очередь реорганизацией, сеть «А5», по сути, региональная и сейчас сосредоточена на структурировании госнаследия — «Мособлфармации».
Александр Семенов
генеральный директор сети аптек «Первая помощь»