Петербург стал третьим по стране по размеру средней выручки с 1 м2 торговых площадей

Автор фото: Яндолин Роман
Магазин "Народный".

Петербург и Ленобласть по средней выручке с 1 м2 в продуктовой рознице проигрывают лишь Москве и Московской области. Самые эффективные форматы — гипермаркет и магазин у дома.

Петербург занял 3–е место среди российских регионов по средней выручке с 1 м2 торговых площадей FMCG (товары повседневного спроса), пропустив вперед Москву и Московскую область. К такому выводу пришло агентство INFOLine, посчитав выручку с 1 м2 всех торговых объектов 550 розничных сетей FMCG в 29 регионах России. Аналитики впервые ранжировали регионы по эффективности торговых объектов розничных сетей.

В пятерке первых

В Петербурге, как и в Москве, средняя выручка с 1 м2 превысила $ 9,5 тыс. В Москве и Московской области среди продуктовых ретейлеров диапазон выручки варьируется от $ 2,7 тыс. до $ 28 тыс. с 1 м2. Самые высокие показатели демонстрируют магазины «Азбука вкуса».
В Петербурге самый высокий показатель выручки с 1 м2 у гипермаркета «Народный» — $ 24,9 тыс., затем с большим отрывом идут сети «Пятерочка» ($ 14 тыс.) и «О`Кей» ($ 12,9 тыс.).
Ленинградская область в рейтинге операционной эффективности сетей занимает 4–е место с выручкой около $ 9 тыс. с 1 м2 торговых площадей.
Самыми эффективными по показателю FMCG в регионе выглядят сети «Дикси» ($ 11,9 тыс.), ХL ($ 11,6 тыс., компания «Даяна») и ТД «Интерторг» ($ 10,7 тыс.).
Пятерку регионов–лидеров замыкает Краснодарский край, где, по данным INFOLine, в 2011 году сети зарабатывали более $ 8 тыс. с 1 м2.
Самые низкие показатели операционной эффективности в России продемонстрировали торговые объекты Удмуртской республики. Так, самые эффективные ее магазины в 2011 году заработали примерно $ 7 тыс. с 1 м2, в то время как наименее успешные — не более $ 2 тыс.
При этом аналитики агентства отмечают, что самым привлекательным регионом с точки зрения открытия новых магазинов является Свердловская область, где низок уровень конкуренции среди сетей при высокой операционной эффективности ретейлеров. Кроме того, в этом регионе высокий розничный товарооборот на душу населения.

Ахиллесова пята

Самый высокий показатель средней выручки с 1 м2 в формате магазинов у дома оказался в Петербурге — почти $ 11 тыс., а самый низкий — в той же Удмуртии (чуть более $ 5 тыс.). В формате гипермаркет также лидируют Петербург и Московская область — выручка с 1 м2 около $ 9,5 тыс.
Форматы гипермаркет и магазин у дома сегодня в Петербурге являются самыми эффективными. По мнению гендиректора «INFOLine–Аналитики» Михаила Бурмистрова, наиболее перспективным для развития в Петербурге сегодня является формат супермаркетов. «Это ахиллесова пята федеральных сетей, которую могут использовать региональные ретейлеры», — уверен эксперт.
Очевидно, что большинство существующих дискаунтеров не удовлетворяют потребителя ни качеством, ни ассортиментом.
«Покупатели ходят в эти магазины, но не получают от этого удовольствия, и более того, уровень лояльности к большинству сетевых дискаунтеров даже не нулевой, а отрицательный. При этом, как ни парадоксально, рынок супермаркетов не заполнен», — говорит Михаил Бурмистров.
«Просто исторически так сложилось, что в Петербурге слабо развит этот формат. Думаю, что просто не было сильного ретейлера, который взялся бы за развитие сети супермаркетов», — считает бизнесмен Андрей Рогачев, основавший сети «Пятерочка» и «Карусель».

Нарезка по 200 м2

В Петербурге сегодня работают такие сети супермаркетов, как «Идея», «Перекресток», «Лэнд», «Фрэш», «Лайм», Spar, «О`Кей–экспресс», SuperBabylon, Prisma, Лидером по количеству объектов является «Перекресток».
Эксперты считают, что таких проектов могло бы быть больше, но развитие рынка сдерживает нехватка подходящих по площади помещений. «В новостройках, где, казалось бы, первые этажи должны занимать большие по площади магазины, помещения нарезаны на 200 – 250 м2», — говорит управляющий директор «Интерторга» Олег Рыбаков, подчеркивая, что для супермаркета нужна площадь от 1 тыс. м2, а в идеале — 1,5–3 тыс. м2. Кроме того, Петербург — город пожилых, а покупатели–пенсионеры обычно предпочитают магазины экономкласса.
Сегмент продуктового ретейла с учетом заявленных планов будет одним из самых активно развивающихся и в 2013 году. «Сегодня у многих сетей, имеющих корни в Петербурге, покрытие близко к 100 %, при этом активно развиваются относительно новые сети, например Prisma, «Ашан», — говорит партнер «S. A. Ricci — Петербург» Роман Евстратов. Он прогнозирует, что рынок будет развиваться за счет слияний и поглощений, так как для новых игроков, выходящих на конкурентный рынок Петербурга, это единственная возможность занять свою долю рынка.
Чистота
и свежие овощи
Иностранные топ–менеджеры, пришедшие в нашу компанию, приносят и западные технологии. Одно из нововведений — огромные скидки на товары при открытии новых магазинов. Так, на прошлой неделе мы открыли 500–й магазин на Северо–Западе, где цены на 20 ходовых позиций были снижены в 2 раза. Магазин в первый день работы сделал выручку в 5 раз больше запланированной — 2,5 млн рублей. Мы планируем такие скидки делать при каждом открытии. Кроме того, в борьбе за покупателя собираемся делать акцент на увеличении доли свежих овощей и фруктов, выпечки и на чистоте в магазинах.
Сергей Лепкович
директор Северо–Западного дивизиона Х5 Retail Group