Ежегодно, в каждый третий четверг ноября, американцы откладывают свои дела, чтобы принести бгалодарение за то, что имеют. В сегодняшний День благодарения журналист Washington Post решил отложить традиционную работу и покопаться в FRED (база данных экономической статистики США, ведется Федеральным правительством в Сент-Луисе) и найти пять положительных экономических тенденций, за которые действительно можно поблагодарить.
Есть маленькая тайна о том, как пишется история: успешные вещи всегда выходят на первый план, мрачные поднимают интернет-трафик и получают одобрение редакторов. Когда нам рассказывают, что происходит что-то ужасное, неважно связано ли это с разрушением рынка труда, повышением уровеня бедности или стоимости бензина, мир кажется намного интереснее, чем в моменты, когда все нормально, пишет Washington Post. Не даром экономику называют мрачной наукой. Однако даже в мрачные периоды можно выявить положительные экономические тенденции. Покопавшись во FRED, журналист Washington Post обнаружил пять позитивных экономических тенденции в экономике США — то, за что американцы действительно должны быть благодарны во время финансовых трудностей во всем мире.
Снижение задолженности населения. Накопившиеся за четверть века долги американцев привели к тому, что в 2008 году экономический пузырь все-таки лопнул. Большей частью этих долгов оказалась ипотека, в том числе кредитные карты, автомобильные кредиты и кредиты на образование. Хорошая новость в том, что за три последних года американцы добились существенного прогресса в выплатах по своим счетам. Если в 2009 году общая задолженность составляла 98% от ВВП, то весной 2012 года эта цифра сократилась до 83%. Другими словами, долг сократился на $636 млрд, или более чем на $2 тыс. на каждого американца. Следует отметить, что некоторое снижение задолженности обусловлено списыванием долгов (например, при потере права выкупа ипотеки).
Падает стоимость обслуживания долга. Мало того, что американские семьи должны меньше денег, чем несколько лет назад, но и стоимость обслуживания долга уменьшилась. В конце 2007 года платежи по обслуживанию долга составляли 14% от располагаемого личного дохода — колоссальная для американцев цифра. Сейчас она достигает только 10,7% — примерно столько же, сколько в начале 1990-х. Это стало одной из причин снижения общего долга населения. Помимо этого, на еще не покрытую задолженность Федеральная резервная система установила ультра-низкую процентную ставку. Перевод: теперь платежи по обслуживанию долга стоят всем американцам на $403 млрд дешевле, или на $1,3 тыс. с отдельного человека.
Снижение цен на электричество и газ. Американские семьи, в домах которых проведен природный газ, смогли сэкономить больше из-за падения цен на топливо. Розничная цена для потребителей упала на 8,4% в финансовом году, который закончился в октябре. Помимо этого, подешевела электроэнергия — на 1,2% за прошедший год. В итоге это привело к повышению совокупного чистого дохода американцев. В процентном соотношении, больше всего от этого выиграли люди со средним достатком — большая часть их доходов уходит на обслуживание основных энергетических потребностей. Семьи, чей доход раньше составлял $19–35 тыс., теперь имеют в своем распоряжении около $43 тыс.
Фирмы не увольняют людей. Рынок вакансий не приводил в восторг во время восстановления экономики, которое официально началось три года назад. До сих пор уровень безработицы держится на высоком уровне — 7,9%, но есть и хорошие новости. Несмотря на то, что фирмы не горят желанием взять на работу новых сотрудников, они также не стремятся урезать существующие рабочие места. В сентябре, согласно данным Министерства труда, частные работодатели освободили от работы или уволили 1,62 млн человек. Это кажется большой цифрой, но на самом деле, это один из самых низких показателей за 10 лет. Во время более глубокого экономического спада работодатели увольняли свыше 2 млн сотрудников в месяц. Даже в течение 2006 года, который в теории был хорошим по экономическим показателям, в США были уволены 1,66 млн человек в каждом месяце — больше, чем сейчас.
Жилье стало доступнее. Люди часто говорят, что высокие цены на внутреннем рынке недвижимости — однозначно хорошая вещь, но это может ввести в заблуждение. Конечно, пенсионер, который продает большой дом и мечтает переехать в маленькую квартиру, получит выгоду от высоких цен на рынке. Однако для большинства все-таки будет лучше, когда цены на жилье будут ниже, а не выше. Для того, чтобы лучше понять, сколько обычной американской семье придется заплатить за дом, нужно представить простую модель. Допустим, что человек взял закладную со сроком погашения 30 лет с фиксированной процентной ставкой в размере 80% от средней стоимости жилья по стране. Весной 2006 года покупатель столкнулся бы с ежемесячным ипотечным платежом $1,24 тыс., но за шесть лет цены на внутреннем рынке недвижимости США упали — весной этого года ипотечный платеж за средний американский дом составил только $889 в месяц.