"Вагонмаш" срывает сроки поставки вагонов в метро Петербурга

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров

Вагоностроительное предприятие "Вагонмаш" Сергея Кияшко срывает сроки поставки поездов для Петербургского метрополитена по контракту в сумме 3,2 млрд рублей. Это не первый подобный случай. Смольный намерен оштрафовать завод.

ЗАО " Вагонмаш " в августе 2012 года выиграло контракт суммой 3,2 млрд рублей на поставку 54 вагонов (девять составов "Нева", каждый из шести вагонов).
Первый из шести составов уже поставлен в метрополитен, однако сроки поставки второго состава отложены с декабря 2012-го на январь-февраль 2013 года. Об этом dp.ru сообщили в комитете по транспорту.
"Действительно есть задержка по поставке второго состава, однако это не означает срыв всего контракта. Завод обещает поставить вагоны в январе-феврале. Вероятнее всего, он будет оштрафован", — сказали в комитете.
Это не первый случай, когда "Вагонмаш" срывает сроки. Летом 2011 года в связи с планами Смольного по открытию в 2012 году станций метро "Бухарестская" и "Международная" был заключен контракт на поставку 24 вагонов (четырех составов).
Однако "Вагонмаш" не поставил ни одного вагона, в результате Смольный расторгнул контракт. Стороны пытались договориться об авансе. Правительство не хотело его давать, а завод без него не мог начать производство.
Впоследствии правительство объявило новый конкурс, в котором снова победил "Вагонмаш". На этот раз все четыре состава были поставлены.
"Чтобы не было больше таких проблем, в нынешнем году мы придумали новую схему финансирования, — сказали в комитете. — Трехгодичный контракт, заключенный в августе, предполагает поэтапное финансирование по мере выполненных работ".
В ЗАО "Вагонмаш" от комментариев отказались.
ЗАО "Вагонмаш" зарегистрировано на кипрскую фирму — КОО "Ди энд Ар Индастри Лимитед" (91,36%) и ООО "АлмазИнвест" Сергея и Людмилы Ивановых (5%).
Номинальными держателями акций "Вагонмаша" являются ОАО "АКБ "Российский капитал" и ОАО "Сбербанк России", однако фактически основным собственником "Вагонмаша", по данным dp.ru, является бывший президент группы "Дедал" Сергей Кияшко, а в руководящих органах завода работают его коллеги по "Дедалу".
В частности, председатель совета директоров "Вагонмаша" Андрей Кабанов в 2005-2009 годах был членом совета директоров ЗАО "Дедал-вагоны" (ликвидировано).
Основными конкурентами "Вагонмаша" в России являются компании, входящие в группу "Трансмашхолдинг", —  ОАО "Тверской вагоностроительный завод" и ОАО "Метровагонмаш".
В странах СНГ конкуренцию "Вагонмашу" в перспективе может составить украинский концерн "Крюковский вагонзавод", однако сейчас, особенно в Средней Азии и Закавказье, конкурентом завода является китайская компания China Northern Locomotive & Rolling Stock Industry Co., которая объединяет всех китайских производителей железнодорожного подвижного состава.
Среди зарубежных конкурентов — немецкие корпорации Siemens Transportation Systems, Bombardier Transportation и французская компания Alstom Transport, которая, в частности, выпускает составы для ОАО "РЖД".
Чистый убыток "Вагонмаша" по итогам II квартала 2012 года составил 86,6 млн рублей. В 2011 году чистая прибыль составила 57,5 млн рублей, в 2010-м — 127,3 млн рублей.
Сумма кредиторской заложенности "Вагонмаша" составляет 2,5 млрд рублей. Немалая доля кредитов приходится на номинальных держателей акций предприятия — ОАО "Сбербанк России" (1,4 млрд рублей), ОАО "АКБ "Российский капитал" (460 млн рублей). Остальными кредиторами являются компания Kastona Limited (214 млн рублей) и НП "Национальный депозитарный центр" (425,6 млн рублей).
В арбитражном суде рассматривается дело о банкротстве "Вагонмаша". Оно было возбуждено 2 февраля 2012 года по заявлению ООО "Группа компаний "Эпотос". Сейчас оно рассматривается в первой инстанции.
Аналогичная ситуация и с другим активом Сергея Кияшко — ОАО "Петербургский трамвайно-механический завод" (ПТМЗ). Дело о банкротстве ПТМЗ рассматривается в кассационной инстанции, кредитором выступает ЗАО "Балтремметаллкомплект".
Из-за профилактических работ на серверах Высшего арбитражного суда, которые в последние несколько недель проводятся чуть ли не каждый день, ознакомиться с сутью этого спора не удалось.
В то время как ПТМЗ сдерживает натиск кредиторов, Смольный закупает трамваи у Усть-Катавского вагоностроительного завода (город Усть-Катав Челябинской области) и белорусского предприятия "Белкоммунмаш" (город Минск). Подробнее>>>.