Компании, у которых нет прямых договоров на энергоснабжение, получат счета за электричество, в десятки раз превышающие обычную плату

Автор фото: Trend/ Евгений Асмолов

Компании, у которых нет прямых договоров на энергоснабжение, получат счета за электричество, в десятки раз превышающие обычную плату. Таким образом ОАО "Ленэнерго" и ОАО "Петербургская сбытовая компания" принуждают потребителей отказываться от посредников и заключать прямые договоры.

По данным ПСК , в городе всего 36 тыс. юрлиц имеют договоры присоединения и оплачивают энергозатраты по счетчику. Всего, по данным КЭРППиТ, в Петербурге зарегистрировано около 360 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей. Кроме упомянутых 36 тыс., остальные компании и ИП с июля 2012 года согласно постановлению правительства РФ №442 должны оплачивать энергозатраты по сечению кабеля, проложенного к объекту недвижимости, где расположено предприятие. Гипотетические возможности кабеля позволили ПСК выставить компаниям в октябре–ноябре тысячи счетов, превышающих обычную плату в десятки раз. ПСК при этом действует как оператор по сбору денег для ОАО "Ленэнерго", с которым предприятия должны заключать договоры на присоединение.
По этому поводу бьют тревогу бизнес–объединения, такие как Общественный совет по развитию предпринимательства при губернаторе Петербурга, Ассоциация промышленников и предпринимателей, Санкт–Петербургский союз предпринимателей, "ОПОРА России", ЦОП "Бизнес против коррупции", "Деловая Россия" и другие. Они передали обращение о внесении изменений в постановление правительства омбудсмену по правам предпринимателей Борису Титову, завтра этот вопрос будет рассматриваться также в Госдуме.

Раньше и теперь

Ранее компании, не имеющие договоров, оплачивали электричество исходя из мощности энергопринимающего оборудования потребителя и режима работы. В результате регулярных проверок ПСК составлялся акт бездоговорного потребления, который затем оплачивался. Счет выставляли с запасом, и бизнес с этим мирился, ведь заключить договор присоединения с ОАО "Ленэнерго", по мнению бизнеса, очень сложно и в отдельных случаях практически невозможно.
"Самой большой проблемой присоединения к энергоснабжению является то, что сетевая организация не заинтересована в вашем присоединении, — говорит Сергей Федоров, глава Ассоциации промышленников и предпринимателей, эксперт Госдумы РФ по энергетике. — Чем вы дольше присоединяетесь, тем больше денег с вас выжмет монополист–сетевик". Речь идет о так называемом Акте технологического присоединения. Для того чтобы его подписать с "Ленэнерго", компании зачастую нужно истратить на создание технических условий миллионы рублей — это, например, прокладка кабеля или покупка подстанции. Для малой и средней компании это чрезвычайно затратно, и поэтому в городе образовалось так много фирм, не имеющих договора на энергоснабжение.
Часть электроэнергии при таком раскладе "теряется": по данным "Ленэнерго", 10,25% — это внутрисетевые потери и воровство. Именно на борьбу с этими потерями и направлено постановление №442.

Заплати и живи

Роберт Калайчев, владелец небольшого магазина оптики, до июля исправно платил за электричество управляющей компании дома, в котором расположен его магазин. "Платил согласно показаниям счетчика 3–4 тыс. рублей в месяц", — говорит предприниматель. В августе он получил счет от ПСК на 227 тыс. рублей. В его "Оптике" нет ни одного холодильника, чтобы потребить столько электроэнергии. На словах предпринимателю объяснили, что независимо от того, какие суммы он платил раньше, сейчас он должен заплатить "по сечению кабеля". В противном случае магазин грозились обесточить и не выдать ему на руки давно ожидаемый договор на присоединение. После оплаты астрономического для малого предприятия счета прямой договор на руки Роберт Калайчев получил, его счетчик уже опломбирован, и он опять может оплачивать свои 3–4 тыс. в месяц, уже напрямую ПСК.
Александр, владелец продуктового магазина: "Помещение арендую у КУГИ, раньше ко мне регулярно приходили инспекторы, делали расчеты по оборудованию, и через 1–1,5 месяца я получал счета. Платил по 10–13 тыс. рублей в месяц. Сейчас ко мне уже приходили инспекторы, первый счет по новым правилам еще не готов, но мне сказали, что ориентировочно с нашим сечением кабеля плата составит 50 тыс. рублей".
Исполнительный директор ЗАО "Корона" Наталья Белых (арендует помещение у КУГИ на Невском пр.) также ранее платила за электричество по 10–11 тыс. рублей в месяц, а теперь плата составит до 70 тыс. рублей. "Это нам предварительно сообщил инспектор — счета пока нет. Интересно, что размер сечения кабеля рассчитывается не по документам, а непосредственно в помещении, причем при помощи каких–то подозрительных проводков", — рассказывает она. Эксперты отмечают, что шквал обращений в органы власти начнется в ближайшие недели, когда инспекторы дойдут до каждого предприятия.

Особые условия

Чтобы подключиться напрямую, у бизнеса есть только один путь. На сайте "Ленэнерго" изложена процедура технологического присоединения к сетям. Проблема состоит опять–таки в пункте: "Компания формирует и выдает заявителю технические условия, которые необходимо выполнить для присоединения к сетям". Зачастую это растягивается на годы и требует значительных средств. Однако среднее время подготовки договора, подчеркивает "Ленэнерго", — 26 дней. А вот сроки для выполнения договора пропорционально зависят от мощности, которая требуется для подключения объекта: до 100 киловольт–ампер (кВА) (маленький офис) — 6 месяцев, до 750 кВА (небольшое производство или большой офис, магазин) — 1 год, и более 750 кВА (производство) — до 4 лет. После выполнения всех условий и получения Акта технологического присоединения можно обратиться в ПСК с заявлением о заключении договора на энергоснабжение и оплачивать электроэнергию по счетчику.
Однако предприниматели говорят, что есть и другие пути — можно договариваться с инспекторами на местах. Такие случаи энергетики стараются пресекать, но эксперты даже называют суммы от 1,5 млн рублей до 15 млн рублей, которые могут ускорить подписание акта и переход в статус полноправного энергопотребителя.
В месяц ПСК принимает более 350 пакетов на заключение договора энергоснабжения, и здесь констатируют, что после принятия постановления число обращений на заключение договора растет.
Но надо признать, что если ПСК продолжит заключать договоры такими же темпами, то, учитывая количество петербургских предприятий, на это понадобится более 80 лет.
Мы получили десятки обращений от бизнеса, в некоторых жалобах говорится, что рост по счетам составил 10 раз! Цель принятия постановления ясна: по максимуму перевести бизнес на легальное потребление электроэнергии. Но никто же не против. Но нужно понимать причины, почему вообще появляются компании без договора на энергоснабжение: для кого–то это очень дорого, кто–то просто устает от длительности процесса заключения. Мы обратились к губернатору Георгию Полтавченко — просим инициировать поправки, дать бизнесу хотя бы годовую передышку.
Елена Церетели
председатель Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Петербурга

Суды или поправки

Руководители некоторых компаний, получивших баснословные счета, хотят обращаться в суд.
Как считает юрист ЦОП "Бизнес против коррупции" Виталий Кудрявцев, основная волна жалоб впереди. "Но судиться я особого смысла не вижу, — говорит он. — Как говорится, закон плох, но это закон. Нужно вносить поправки на федеральном уровне. В целом следует сконцентрироваться на причине, по которой бизнес не может легально подключаться. Полагаю, что энергетикам при сегодняшнем положении дел обилие компаний, не имеющих договора, даже выгоднее, ведь суммы, которые они будут платить, — как если бы они потребляли энергии раз в семь больше".
Я подключался и в Италии, и в Греции, и в Норвегии, и в Китае — и нигде нет такого положения дел. Подключение занимает от 7 до 19 дней. И никто не ждет годами, и никого не просят проложить кабель. Цена киловатта отсутствует, она равна нулю. Мы един­ственная страна Европы, где есть цена подключения: за каждый киловатт мы платим более 20 тыс. рублей. То есть за 100 кВт — 2 млн только за право присоединиться. В свое время единые энергосистемы РФ были разделены на три монополии: генерирующие, сетевые и гарантирующих поставщиков — и тем самым экономике России был нанесен непоправимый вред.
Сергей Федоров
председатель Ассоциации промышленников и предпринимателей