Выбор правила золотой середины

Автор фото: Global Look Press

Сегодня обучение перестало быть просто модным, превратившись в инструмент решения насущных бизнес-задач. А руководители отделов обучения выбирают тренинги с прицелом на длительную перспективу.

Учитываются тактические задачи обучения в общей стратегии развития компании. Культура потребления бизнес-продуктов, в том числе образовательных, изменилась коренным образом, а предложение пришло в соответствие со спросом.
Что востребовано сегодня на рынке? Темы популярных тренингов определяются целями компании и статусом обучаемых. Для руководителей высшего звена сегодня интересны программы, расширяющие горизонт, заставляющие решать нестандартные задачи, понимать ситуацию глобально. Это чаще всего зарубежный тренинг, который проходит в Стокгольме, Брюсселе или Осло и объединяет различные страны и культуры. Руководители среднего звена хотят все знать о лидерстве, коммуникациях, управлении и конкретных навыках, востребованных в данной отрасли и данной компании. От рядовых сотрудников по-прежнему ждут совершенствования умения добывать деньги и держать клиента: это продажи (в том числе телефонные), звонки, обслуживание.
"80% обращений в нашу тренинговую компанию связано с интересом к тренингам по активным продажам, - рассказывает Алексей Зозон, директор тренинговой компании "ФОРСАЖ ПРОДАЖ". - На рынке тренинговых компаний такой продукт, как "тренинги активных продаж", также является самым распространенным. Базовая программа включает в себя отработку цикла контакта с клиентом, а именно - этап подготовки к коммуникации, установление контакта, этап ориентации в потребностях потенциального клиента, презентация товара или услуги, этап аргументации, способы обработки возражений, завершение контакта и этап ассимиляции.
Данный цикл хорошо проецируется как на телефонное общение, так и на переговоры при личной встрече. Особое внимание на тренинге уделяется таким инструментам, как техники активного слушания, вербальные и невербальные аспекты, искусство презентации, техники аргументации, способы подстройки к клиенту, которые помогают сделать общение более продуктивным".
Даже на уровне тренинга для продажников заказчик требует адаптации программ под себя. Шаблонный "продажный" тренинг из разряда "на все случаи жизни" клиента уже не устраивает. Поэтому на рынке появились компании, специализирующиеся на определенном сегменте: мебели, кредитах, путешествиях, эстетической медицине.
Сегодня линейка продуктов, представленных тренинговыми компаниями Северо-Западного региона, достаточно обширна: от программ, посвященных инструментам управления персоналом, до работы с дебиторской задолженностью.
Многие компании выработали уникальную корпоративную культуру, и образовательный продукт тоже должен соответствовать этой культуре.
К примеру, тренинг публичных выступлений для сотрудников XEROX должен соответствовать ценностям этой компании. Получается, что в основе корпоративного обучения всегда индивидуальный подход.
Подавляющее большинство клиентов, обращающихся за корпоративным обучением, предъявляют требования к тому, чтобы учитывалась специфика их бизнеса, конъюнктура рынка, рынка сбыта, конкурентной ситуации, техник продаж именно их продукта.
"Рынок будет требовать от внешних провайдеров профессионализма, уникальности и идентичности, - считает владелец тренинговой компании IGRO Игорь Родченко. - Мы по-прежнему надеемся на Запад и ждем этих качеств от заезжих гуру, но проблема несоответствия опыта и установок сегодня очевидна. Я думаю, что среди российских тренеров есть те, кто способен легко составить конкуренцию общеизвестным именам, а в нашей истории прячется множество решений и методик, сегодня незаслуженно забытых".
Усилится тенденция решения стратегических задач бизнес-образования. Будут создаваться комплексные проекты, рассчитанные на несколько лет. Будут востребованы разные форматы обучения.
"На рынке по-прежнему много пены. Когда образование становится средством для получения прибыли, возникает соблазн легких денег. Часто экспертный уровень в оценке обучения оставляет желать лучшего, а потому на рынке появляются "колдуны". Большие деньги вкладываются в продвижение программ, а не в их содержание. За яркой оболочкой часто нет ничего, кроме скомпилированных материалов и непрофессионального тренерства", - сетует Игорь Родченко.
Сегодня хорошим тоном для профессионала считается, что за год нужно проходить два-три курса "роста над собой" - это инвестиции в собственное благополучие.
Изменилось отношение к тренингам: для современного руководителя статья расходов на обучение перестала быть роскошью. Однако для того, чтобы сделать лучший выбор, нужно придерживаться правила золотой середины: не может быть хорошим дешевый продукт и не будет оптимальным самый дорогой.
Цена за один тренинговый день варьируется от 25 до 60 тыс. рублей. В стоимость входят проведение мероприятия, раздаточный материал, все необходимое для кофе-брейков, отчет по каждому участнику и групповой динамике.