10:4902 ноября 201210:49
118просмотров
10:4902 ноября 2012
Революция и переворот в России маловероятны, а смена власти, скорее всего, растянется на годы, полагают эксперты Европейского университета. Будущее путинизма в четверг обсуждали специалисты во главе с Алексеем Кудриным.
Смена власти в любой стране мира — процесс неизбежный, однако, как скоро и при каких обстоятельствах это случится в России, остается причиной для споров. Политолог Владимир Гельман, экономист Дмитрий Травин, историк Борис Колоницкий и научный сотрудник центра Николай Добронравин в монографии "Политический кризис в России: модели выхода" рассмотрели аналогичные этапы в истории России, Бразилии, Мексики, Польши, Германии и Южной Кореи и сделали свои выводы о возможном будущем страны.
В четверг ученые представили монографию и обсудили особенности сегодняшней ситуации. Единой позиции по вопросу выхода страны из политического кризиса у экспертов нет. С уверенностью можно сказать только одно: идея о грядущей революции среди ученых мало популярна.
"Авторитарный режим, по словам американского политолога Адама Пшеворского, держится на трех китах — лжи, страхе (поздний СССР) и экономическом процветании (в случаях Южной Кореи и Мексики). Последний сценарий вполне вероятен для сегодняшней России, граждане которой находят режим других стран все более привлекательным. Это могло бы стать толчком для серьезных перемен", — полагает политолог Владимир Гельман.
При этом, отмечают авторы монографии, власти должны внимательно реагировать на смену настроений населения и другие "тревожные звонки". Так, в Бразилии и Южной Корее, где в кризисный момент правительство сосредоточилось на идее успешного развития страны, смена власти прошла сравнительно спокойно. В то же время попытки сделать самоцелью сохранение статус-кво привели царскую Россию и СССР эпохи Брежнева к более трагичным последствиям — революции и распаду государства.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Выставка портретов В.В.Путина. Серия работ "Добрейшей души человек" Алексея Сергиенко.
На исторических примерах также можно проследить, что смена власти редко бывает быстрой и яркой. Эксперты подчеркивают, что в рассмотренных странах на демократизацию власти уходили годы. Например, Польше потребовалось 10 лет, а Мексике — 12. При этом годы нужны не столько для того, чтобы оппозиция сформулировала свою программу, а власть смирилась с необходимостью уступить свое место или потесниться. Во многом это время необходимо для общества, которое само не готово к переменам, полагает президент фонда развития республиканских традиций и институтов "Республика" Сергей Цепляев.
"Я не обольщаюсь, что большинство хочет демократии и перемен. В сложившейся ситуации начинать изменения нужно снизу, с себя, нужно обеспечить хотя бы какую-то сменяемость — на уровне местного самоуправления, союзов и объединений, наконец, вузов", — убежден эксперт. Сейчас сценарий зависит от срока жизни определенного человека, заключил он.
Тезис о том, что смена власти будет вялой, медленной и скорее всего окажется связанной с уходом действующего президента по возрасту или состоянию здоровья поддерживают и другие эксперты. Экономист Дмитрий Травин полагает, что сохранить существующую политику власти удастся лишь в том случае, если Владимир Путин сумеет найти себе достойного, сильного преемника. Однако, история показывает, что авторитарным лидерам это редко удается.
"Авторитарный персоналистский режим при благоприятных условиях может существовать еще достаточно долго, но не вечно. Если бы Путин в какой-то момент оказался способен передать власть сильному преемнику — режим имел бы шанс продлить свое существование. Преемник подавил бы конкурирующие группировки и утвердил бы свою власть. При слабом преемнике или его отсутствии так называемая борьба между башнями Кремля непременно усилится. А если стороны начнут искать поддержку широких народных масс, то определенная демократизация неизбежна", — полагает Дмитрий Травин. Однако, ссылаясь на опыт Веймарской Германии, специалист подчеркивает, что порой демократия оказывается неспособной решить проблемы страны, и общество может поддержать приход нового авторитарного режима.
По мнению экс-министра финансов Алексея Кудрина, сейчас в стране найдется много людей, которые готовы были бы воспользоваться ослабеванием позиций власти. Он также не исключает, что новыми потенциальными лидерами станут люди из приближенных к власти. "Среди элит есть и либералы, суждения которых зачастую адекватнее, чем заявления площадной оппозиции", — считает Алексей Кудрин.
Один из авторов монографии, политолог Владимир Гельман уклонился от собственных прогнозов. По его мнению, по тому, что те или иные предположения сбываются, нельзя говорить о прогнозируемости в политике и, учитывая все многообразие факторов, на основании опыта изученных стран вряд ли удастся что-либо предугадать. При этом он пессимистично добавил: "Из кризиса часто выходят по принципу "от плохого к худшему".