Кэптивные банки сырьевых компаний расширяют сферу деятельности

Автор фото: Global Look Press

В 1990-е годы многие сырьевые компании обзаводились собственными банками, но сегодня расширяют число финансовых партнеров. И сами банки расширяют розницу.

Принадлежность к нефтегазовому бизнесу многие банки сохраняют только в названиях.
Кэптивные банки, которыми сырьевые компании активно обзаводились в 1990-е, во многом утратили актуальность по мере того, как финансовая инфраструктура страны стабилизировалась и упорядочилась. "Крупные нефтяные компании кредитуются у федеральных или зарубежных банков, избавляясь от собственного банковского бизнеса как от непрофильного", - говорит начальник аналитического отдела банка "БФА" Денис Демин. Иногда, как, например, в случае с Газпромбанком, кредитное учреждение может быть удобным инструментом для обеспечения слияний и поглощений. Но в целом о специфике сырьевых банков сегодня говорить нельзя: выпущенные на вольные хлеба, они развивают типовые линейки услуг, считает эксперт.
"На определенном этапе кэптивный характер бизнеса позволяет банку развиться, но далее, чтобы поддерживать позиции, ему необходимо диверсифицироваться и выходить в новые сегменты. Поэтому многие кэптивные банки либо теряют свои позиции, либо становятся универсальными", - считает Владислав Метнев, начальник аналитического департамента ФГ "БКС".
За последние 10 лет сильно изменилось банковское законодательство - деятельность банков стала более регламентированной. "В частности, сегодня Центробанк не позволяет банкам нести большие риски на одного заемщика. Это сильно осложняет работу с какой-то определенной компанией", - отмечает Владислав Метнев.
В Петербурге и Ленинградской области представлено большинство банков, имеющих отношение к нефтегазовому сектору. Некоторые занимают достаточно сильные позиции на местном рынке. "Многие из банков создавались компаниями ТЭК, но сегодня уже не имеют таких представителей среди прямых акционеров, хотя и продолжают активно с ними работать, одновременно развивая розницу", - отмечает аналитик "Инвесткафе" Алексей Пухаев.
"Сегодня в линейках подавляющего большинства банков ТЭК есть депозиты, кредиты, банковские карты - продукты, без которых работа на рынке уже не мыслится. А крупные игроки уже давно выступают ориентиром в рознице для других участников рынка, - говорит Владислав Метнев. - Обслуживая корпоративный рынок, банки получают доступ к большому количеству частных клиентов, которые работают на опорных предприятиях. Это стимулирует их развивать предложение и расширять присутствие на розничном рынке, а модели, которые банки изначально развивают в рамках зарплатных проектов, достаточно просто тиражируются на широкую розницу".