Олег Барабанов: "Выгоднее увозить машины в регионы"

Автор фото: Свистунова Валентина

Петербургский автомобильный рынок снижает темпы роста и, по мнению экспертов, не достигнет докризисных показателей по итогам 2012 года. Генеральный директор автохолдинга "РРТ" Олег Барабанов описывает свой сценарий развития рынка и перспективы отдельных брендов, а также говорит о взаимоотношениях с "Лаурой".

Темпы роста петербургского авторынка замедляются. По вашим оценкам, сколько будет продано машин по итогам 2012 года?
- Прежде чем говорить о Петербурге, стоит сказать о стране в целом. В прошлом году в России было продано 2,65 млн автомобилей. В этом году мы прогнозируем продажи на уровне 2,9 млн. По итогам 8 месяцев рынок идет с опережением прошлогодних показателей на 14%. Годовой прирост составит около 10%. Некоторое замедление темпов роста связано не с уменьшением абсолютных значений, а с высокими показателями III и IV кварталов прошлого года.
Что касается Петербурга, то сейчас повторяется ситуация 2008 года - растет доля регионов среди покупателей. Раньше региональные дилеры были вынуждены перекупать машины в Москве. Столица показывала хорошую динамику, но на самом деле 25% продаж уходило в регион. В Петербурге эта цифра была около 10-15%. Сейчас ситуация стабилизировалась: машины, проданные в Петербурге, остаются здесь.
По нашим оценкам, в Петербурге по итогам года будет продано 200-210 тыс. автомобилей. Но многое будет зависеть от IV квартала, когда к дилерам поступят автомобили.
Какие планы у РРТ по продажам на конец года?
- Сейчас мы уже не стремимся увеличить долю на рынке Петербурга. Теоретически мы можем все свои объемы перенести в Петербург и занять здесь 10%, но это неинтересно с точки зрения маржинальности. Мы стараемся увозить машины в регионы, потому что там у нас нет ценовой конкуренции и можно больше заработать.
Загадывать по продажам сейчас довольно сложно из-за ситуации с Subaru. В структуре бизнеса этот бренд занимает 25%. С июня вместо 1 тыс. нам привезли 50 машин impreza xv. Проблема в том, что Subaru сделала ошибку в логистике, отказавшись от паромов в пользу поездов. В результате машины стоят во Владивостоке, потому что нет специальных вагонов для транспортировки. Но, если судить по контрактам, мы продадим 28-29 тыс. машин по итогам года.
То есть падение продаж Subaru связано только с проблемами логистики?
- Да. Если бы не проблемы с транспортировкой, Subaru спокойно продала бы 20 тыс. машин. Учитывая, что в прошлом году было продано 12 тыс., прирост был бы колоссальный. Но сегодня ясно, что по итогам года будет с трудом реализовано 16 тыс. машин. Ведь машины приедут в конце года. Получается, что в 2013 году мы будем продавать машины 2012 года. Здесь многое будет зависеть от маркетинга Subaru, от того, пойдут ли они на скидки.
У Honda тоже не лучшие времена…
- Honda идет на 20-22 тыс. по итогам года. Они готовят программу скидок, но это действительно тяжелый год для бренда. Во-первых, для российского рынка это связано с переводом производства на американские заводы. Во-вторых, сейчас уже анонсирован выход новой модели C-RV, поэтому распродать старые машины будет довольно сложно.
Но следующий год будет более удачным. По нашим прогнозам, в 2013 году будет продано 30-40 тыс. Honda.
Как вы оцениваете перспективы Hyundai? Есть ли в ближайшем будущем необходимость второй очереди петербургского завода?
- Весной этого года руководство Hyundai рассматривало возможность строительства второй очереди завода, но это не обсуждалось публично.
Впрочем, сегодня у нас есть информация, что компанией принято глобальное решение не производить более 7 млн авто в мире. В этом свете строительство второго завода в Петербурге неактуально.
На горизонте до 2018 года Hyundai видит российский рынок на уровне 4 млн машин в год. Компания понимает, что постепенно будет терять долю рынка, но не видит в этом трагедии. Сейчас у Hyundai стремление максимизировать прибыль. Заводу выгодно производить машины более дорогой комплектации. Как следствие, упали продажи, потому что российский клиент стремится купить за меньшие деньги больше железа, в то время как европейский покупатель предпочтет приобрести машину менее дорогого сегмента, но в лучшей комплектации.
Планируете ли вы в перспективе отказаться от каких-то брендов?
- Мы отказались от идеи работать с Ford, потому что не договорились о месте локации дилерского центра. Нам хотелось, чтобы он был в Петербурге. Также нас смущало, что у "Соллерс", которая вошла в состав Ford, есть своя торговая компания. Не до конца верится в справедливое распределение квот. В связи с этим мы вынуждены были продать практически построенное здание дилерского центра в нашей автодеревне в Казани группе "Аларм-Соллерс". Сейчас нам интересно наращивать бренды, которые у нас уже хорошо развиты, - это в первую очередь GM и Nissan. Если поступит предложение продать менее развитые бренды, мы его рассмотрим.
Появилась информация, что вы рассматриваете возможность дилерства Harley-Davidson. Намеренно идете по пятам "Лауры"?
- Все почему-то считают, что мы делаем все ради того, чтобы поддеть "Лауру". Это не так. Английское представительство Harley-Davidson уже 2 года ищет второго партнера в Петербург. Полтора месяца назад в рамках работы тендерной комиссии у нас была встреча с представителем компании. Мы предложили несколько вариантов. Во-первых, мы можем выделить под мотоциклы второй этаж в дилерском центре на Пулковском шоссе. Как второй вариант мы можем построить центр для мотоциклов в автодеревне на Парнасе. Не исключено, что мы договоримся с Honda о продаже там же их мотоциклов.
На каком этапе реализация проекта автодеревни на Парнасе?
- Мы закончили изыскательские работы, идет процесс проектирования, запрашиваем техусловия на подключение. Это работа, которую не видно, но она занимает много времени в России.
Я надеюсь, что в начале 2014 года мы начнем строить первые два здания и в конце года они заработают. Первыми брендами, которые будут продаваться в автодеревне, будут Honda, грузовые Mann и Hyundai и, скорее всего, Nissan. Но сроки по Nissan могут быть скорректированы. "Автопродикс" строит салон Nissan на пр. Руставели, и по внутреннему соглашению мы должны открыться с разницей в год. Если они будут отставать по темпам строительства, мы тоже перенесем сроки.
GM в автодеревне появится в 2015 году. Сегодня северная часть города перегружена этим брендом. Там уже есть центры: "Лауры" на Выборгском шоссе, "Автомира" на пр. Науки и "Атлант М" на пр. Энергетиков.
Наш центр ориентирован в большей степени на жителей строящегося микрорайона "Северная долина", поэтому логично запустить его не раньше 2015 года. К этому же времени вступит в строй трасса - дублер Приозерского шоссе с выходом на пр. Энгельса, и центр сможет работать на внегородские территории.
Инвестиции в строительство автодеревни на Парнасе составят около миллиарда рублей.
Какой объем инвестиций будет направлен на строительство дилерских центров в этом году?
- В этом году мы инвестируем 1,2 млрд рублей. В следующем уложимся в 200 млн рублей. Традиционно 70% - заемные средства и 30% - собственные.
На какую выручку рассчитываете по итогам года?
- В прошлом году выручка составила 22,67 млрд рублей. В этому году, по нашим прогнозам, достигнет 27 млрд рублей. Однако многое зависит от разрешения ситуации с Subaru. Если мы продадим запланированное количество автомобилей этого бренда, к выручке добавится 1,5-2 млрд рублей.
Поступают ли вам предложения о продаже компании?
- Постоянно. Многие из них вызывают смех. Например, московские компании предлагают продать несколько наиболее успешных дилерских центров в Петербурге. Мы от таких предложений само собой отказываемся. Но на переговоры выходят также зарубежные фонды. Они сегодня оценивают бизнес РРТ в 13-15 млрд рублей.
Чем закончились переговоры о покупке пермской группы "Урал­автоимпорт"?
- Ничем. Сбербанк предлагал профинансировать эту сделку, но мы не смогли договориться с продавцом о цене. Мы были готовы купить компанию за 1,3 млрд рублей, но продавец настаивал на 1,5 млрд рублей. Сбербанк не хотел идти на дополнительные расходы. В такой ситуации для нас выгоднее было отказаться от сделки.
В середине прошлого года вы говорили о том, что стали единственным собственником РРТ, но в ЕГРЮЛ по состоянию на август этого года в акционерах ЗАО "Автохолдинг РРТ" остаются Сергей Пушкин, Александр Плохих и Андрей Ивойлов. Состав акционеров не менялся?
- Эти данные устарели. У меня осталось два партнера. Андрею Ивойлову принадлежит 7% и Екатерине Сухачевой - 9%. Александр Плохих вышел из состава акционеров 2 года назад, Сергей Пушкин - год назад.

Биография

Олег Барабанов родился 16 марта 1968 года в Ленинграде. В 1991 году окончил Инженерно-строительный институт по специальности "инженер по автомобильному транспорту". В 1996 году поступил в Московский институт безопасности бизнеса. В 1997 году получил второе высшее юридическое образование по специальности "руководитель службы безопасности". Стаж работы в автомобильном бизнесе - 23 года. В 2007 году назначен генеральным директором ООО "Автохолдинг РРТ".