Многолетняя стройка Мариинки-2 подходит к концу

Автор фото: Евгений Асмолов

Вторую сцену Мариинского театра, строящуюся почти 10 лет, впервые за много лет представили общественности. Министр культуры РФ Владимир Мединский обещает закончить долгострой весной 2013 года. Архитекторы считают, что 22 млрд рублей, выделенные театру государством, — слишком много для такого "убогого здания".

Министр культуры РФ Владимир Мединский , посетив 19 сентября вторую сцену Мариинки, заявил, что дополнительного финансирования для проекта не потребуется, сроки остаются неизменными — май 2013 года. По последним данным, стоимость строительства составляет около 22 млрд рублей.
Ради строительства Мариинки-2 были снесены Дворец культуры имени Первой пятилетки, стену Литовского рынка и здание школы № 243. Любопытно, что в 2002 году, при старте проекта, планируемый объем вложений в проект составлял 3,8 млрд рублей. Внятного объяснения причин этого удорожания за все время строительства так ни кто и не привел.
В марте 2012 года Счетная палата РФ объявила о неэффективном расходовании денег федерального бюджета. В частности, объем допущенных ФГУ "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" (ЗСД, заказчик) и ОАО "ГСК" (тогдашний генподрядчик) финансовых нарушений палата оценила в 290 млн рублей.
В СЗД тогда утверждали, что нарушения связаны с деятельностью бывшего главы этого учреждения Валерия Гутовского (сейчас он работает советником заместителя главы администрации президента РФ Александра Беглова). Сейчас СЗД возглавляет Марат Оганесян (бывший руководитель Московской дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Минкультуры РФ).
Сейчас, почти в трети сооружения (30 тыс. из 80 тыс. м2) уже выполнена декоративная отделка, в том числе отделка натуральным камнем — ониксом и мрамором, помещения оснащены мебелью, светильниками, зеркалами, необходимой аудио- и акустической системами, рассказала dp.ru начальник отдела информационного обеспечения СЗД Наталья Бабаджанян.
По ее словам, закончены работы в репетиционных залах хора и балета, которые оснащены балетными станками, зеркалами, акустическими системами и системой подзвучки и мебелью. В главном фойе ведутся работы по устройству декоративной стены из оникса Miele с подсветкой. Стена представляет собой набор панелей из оникса, толщиной 30 мм, выполненных из комбинированного материала — стекло, склеенное с камнем, для большей "светопрозрачности".
Строительство ведется в условиях плотной исторической застройки "Литовского квартала" (территория, ограниченная ул. Декабристов, ул. Союза Печатников, наб. Крюкова канала и Минским пер.). Согласно проекту, новое здание театра имеет 7 надземных этажей и три подземных. Отметка самой высокой точки строительства составляет 42,5 м. Площадь территории — 1,25 га, площадь застройки —12230 м2. Общая площадь здания — 79114,4 м2, в том числе подземная часть — 31291,8 м2, надземная часть — 47822,6 м2.
По словам представителей СЗД, в театре установлено "самое современное в мире театральное оборудование, какого нет ни в одном театре". "К примеру, здание второй сцены Мариинского театра содержит в себе пять сцен: основная площадью 1 тыс. м2, репитиционная, арьер-сцена и две боковых по 830 м2. Каждая из них оснащена подъемно-опускными площадками, которые позволяют мгновенно менять декорации. Глубина трюма сцены, предназначенного для этих целей, составляет 10,2 м", — сказала она.
"Таким образом, теперь смену декораций, ради которой раньше делали по три антракта, возможно совершить за несколько секунд", — пояснила Бабаджанян.
Отличительной особенностью Мариинки-2 является то, что в ней есть автостоянка на 93 места. У первой сцены театра парковки нет, и зрители вынуждены оставлять автомобиль на площади.
Архитектурная часть проекта пересматривалась дважды. Вместо француза Доминика Перро, победившего на конкурса, архитектурный проект в итоге разработала канадская компания Diamond & Schmitt Architects (ее выбрал худрук Мариинки Валерий Гергиев). Интересы компании в этом проекте представляет ОАО "КБ высотных и подземных сооружений".
Архитекторам и строителям проект не понравился. "С точки зрения архитектуры не могу полностью принять этот проект: сооружение громоздкое, агрессивно вошло в окружающий ландшафт, грубый объем трудно уживается с существующей застройкой. Театр представляется более художественным, декоративным, пафосным. Первоначальный вариант проекта Доменика Перро, который выиграл на международном конкурсе, и который пришелся всем по душе, к сожалению, не реализовали, то, что получилось дальше, вызывает лишь сожаление и боль", — сетует гендиректор ООО "Архитектурная мастерская Столярчука" Анатолий Столярчук.
По мнению главы ООО "Архитектурная мастерская Мамошина" Михаила Мамошина, 22 млрд рублей — "слишком большая сумма для такого сооружения". "Мне не нравится. Это обычное здание, и оно никак не привязано к окружающей архитектуре", — сказал он.
Как считает директор петербургского филиала ГК "Спектрум" Всеволод Яковлев, театр снаружи "выглядит обыкновенно, а не так, как должен выглядеть театр — здорово, прекрасно, вдохновляюще". "Среднее здание. Авторские проекты, которые предлагались изначально, мне нравились больше. Не знаю, на что потратили 22 млрд рублей, возможно, на внутреннее убранство, я там не был, сказать ничего не могу. Хотелось бы, чтобы Петербург стремился не только сохранять старину, но и строить новое, чем можно было бы гордиться, но, увы, на этот раз не получилось", — считает Яковлев.
"Тяжелая судьба у этого проекта изначально, поэтому и тяжелый результат. Канадский архитектор средней руки и местный партнер средней руки. И не смотря на все убожество — это из самых дорогих театров в мире. Была надежда на интерьер, но, по разговорам с осведомленными знакомыми, с этим тоже беда. За такую цену все ожидали дворец, а получился каменный сарай. Катастрофа, одним словом", — полагает гендиректор ООО "А-Лен" Сергей Орешкин.
Как выглядело здание второй сцены Мариинского театра в начале августа 2012 года.