Рейтейлеры начали борьбу за площади для размещения продуктовых магазинов

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

О выходе на рынок продуктового ретейла в Петербурге заявил еще один игрок - АПК "Мираторг". Холдингу придется вступить в жесткую борьбу за площади.

Агропромышленный холдинг "Мираторг", один из крупнейших мясопереработчиков в России, начал поиск площадей под супермаркеты в Петербурге. Магазины будут открываться под одноименным брендом. За последний год о своих планах по развитию продовольственной розницы в Петербурге заявило не менее 10 компаний. Они готовы суммарно ввести в эксплуатацию до конца 2013 г. около 200 объектов на сумму, превышающую 2 млрд рублей. Однако помещений для всех не хватит.
Как рассказал "ДП" директор петербургского филиала "Мираторга" Константин Красько, до конца года компания планирует открыть четыре-пять супермаркетов. В 2013 г. в планах запуск 60 торговых объектов на Северо-Западе. Площадь одного магазина - 1 тыс. м2, из них 600-800 м2 - площадь торгового зала. Ассортимент будет насчитывать 10-15 тыс. наименований.
"Мираторг" рассматривает помещения на условиях аренды как в стрит-ретейле, так и в ТРК. Объем инвестиций в компании не разглашают. В агропромышленном холдинге считают, что наличие собственных сельскохозяйственных предприятий (23 свинокомплекса, завод по производству полуфабрикатов, а также ряд строящихся проектов: мясоперерабатывающее производство в Белгородской и птицефабрики в Брянской областях, ферма по разведению крупного рогатого скота) позволит "Мираторгу" предлагать многие продукты по более привлекательным ценам, чем у обычных ретейлеров.
Кроме того, холдинг сможет сократить издержки, которые несет при реализации своей продукции через федеральные сети.
В Петербурге, где доля продуктовых сетей в общем обороте розничной торговли превышает 50%, за последний год заявлено больше 10 новых проектов. Так, пионер продуктовой розницы в России Андрей Рогачев, основавший сети "Пятерочка" и "Карусель", в настоящее время формирует новую сеть под брендом "Верный". Первые дискаунтеры откроются уже в начале октября в Петербурге и Москве. Позже бизнесмен намерен открывать под таким брендом магазины в формате гипермаркета.
Ищут земельные участки под новую продуктовую сеть и бывшие акционеры "Ленты" Август Мейер и Дмитрий Костыгин. В этом году выходит на петербургский рынок и Kesko Food (продуктовое подразделение финской корпорации Kesko). Московская премиальная сеть супермаркетов "Азбука вкуса" также планирует открыть первые объекты в Петербурге в этом году.
О своих планах по запуску розничных сетей заявили и менее крупные компании. Так, владелец корпорации "СБР" (основной актив - сеть "Метрика") Евгений Лебедев в этом году открыл первые продуктовые магазины в формате "у дома" под брендом "Гастроном Донской". Выходцы из "Союзконтракта" (крупнейший поставщик американских окорочков в 1990-е гг.) инвестируют 1 млрд рублей в проект сети мини-маркетов "Люндик" (оператор ООО "Серпантин"). До конца 2013 г. планируется запуск 40-50 магазинов во всех районах Петербурга, а в 2014 г. - открытие 300 магазинов в Москве. В настоящее время в Петербурге открыто около 10 магазинов. "Ренлунд СПб" - оператор премиального супермаркета "СуперСива" - планирует открывать магазины в формате традиционного (а не премиального) супермаркета под брендом "Сива". По словам члена совета директоров компании "Ренлунд СПб" Дмитрия Чернова, первый объект  может открыться уже в этом году.
Пригодные площади для открытия пищевых магазинов, в том числе и встроенно-пристроенные помещения, остались только на окраинах города. Любой новой сети, скорее всего, придется создавать свой новый формат. К помещениям под продуктовые магазины предъявляются определенные требования - от площади (до 500?м2), до мощностей и планировки. На текущий момент практически все подобные объекты уже заняты. Ставки аренды зависят от местоположения. Предполагаю, что из-за нехватки недвижимости под продуктовые магазины собственники и арендодатели встроенных помещений увеличат энергомощности в них, чтобы помещения подходили под требования продуктовых сетей.
Елена Севастьянова
руководитель группы консалтинга компании "ЛАИР"
Брокеры отмечают, что за последний год спрос на помещения под продуктовые магазины вырос в разы. В петербургском офисе Jones Lang LaSalle сообщили, что для продуктовой сети в формате дискаунтера комфортна ставка аренды от 800 до 1500 рублей за 1 м2 в месяц. Но ряд компаний готов арендовать помещения и по более высоким ставкам - до 3 тыс. рублей за 1 м2 в месяц.
"У нас есть помещение, на которое претендуют сразу три продуктовых оператора. С одной стороны, продуктовые сети ориентируются на собственную финансовую модель. Но, с другой стороны, новые сети, которые только выходят на рынок, готовы арендовать помещения по ставкам выше среднерыночных", - рассказал Сергей Федоров, директор по развитию бизнеса "Jones Lang LaSalle в Петербурге".
Рынок продуктовой розничной торговли Петербурга продолжает консолидироваться. Причем в условиях, когда крупнейший игрок (Х5) ограничен в возможностях развития в связи с законодательными антимонопольными барьерами. В результате консолидаторами выступают крупнейшие региональные сети: так, в 2012 году ТД "Интерторг" взял в управление сеть "Норма", а "Полушка" - большую часть объектов сети "Питерское". В IV квартале 2012 года и 2013 году мы ожидаем сохранения тенденции вымывания слабых местных сетей, которые будут вынуждены закрывать объекты или продавать права аренды крупнейшим местным игрокам.
Михаил Бурмистров
гендиректор "INFOLine-Аналитика"
По словам замдиректора "Колвэй" Александра Перфильева, объектов в городе много, но проблема в отсутствии выбора качественных, подходящих под технические требования конкретных ретейлеров площадей. Новому игроку тяжело найти сразу пул помещений из 10-20 объектов. Поэтому компания начинает смотреть, кого купить. Так, например, поступил "Интерторг", выкупив права аренды у сети "Веста" на юге Петербурга.
По словам директора ASTERA Людмилы Ревы, спрос на ликвидные объекты остается высоким и в большинстве локаций превышает предложение. По ее словам, 25-30% помещений в сегменте стрит-ретейл принадлежит городу (КУГИ), а остальное – частная собственность.
В результате конкуренция на петербургском рынке продуктовой розницы продолжает усиливаться. Тем, кто не сможет перебить цену конкурентов в ходе борьбы за помещения, придется скорректировать свои планы развития в Петербурге.