Долгосрочная государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020)» была разработана для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий во всех отраслях и сферах деятельности. С 2011 года в рамках программы ведется работа по множеству направлений: создание электронного правительства, преодоление цифрового неравенства, развитие новых технологий связи. Согласно решению Правительства РФ ОАО «Ростелеком» определено единственным исполнителем ряда мероприятий в ходе реализации этой программы. О том, каких результатов удалось добиться компании на территории Северо-Западного федерального округа рассказывает Первый заместитель директора макрорегионального филиала «Ростелеком – Северо-Запад» Лери Губкин.
— Лери Игоревич, что конкретно было сделано специалистами «Ростелекома» за полтора года,
прошедших с начала реализации программы?
— В первую очередь, это разработка готовых технических решений для внедрения всех компонентов инфраструктуры Электронного правительства субъекта, в том числе системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая позволит федеральным, региональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления обмениваться данными друг с другом в процессе предоставления услуг населению. Причем на сегодняшний день «Ростелеком» является разработчиком не только типовых подходов по технической реализации проекта в субъектах РФ, но и методических документов, часть из которых стала обязательными для исполнения.
К настоящему моменту «Ростелеком – Северо-Запад» заключил 18 контрактов на построение инфраструктуры Электронного правительства со всеми субъектами СЗФО. Особенно хочется подчеркнуть, что 3 контракта из этого числа — с Ненецким автономным округом, Калининградской и Вологодской областями — заключены на реализацию проекта, что называется, «под ключ» (начиная с анализа ситуации в регионе и заканчивая поддержанием работоспособности созданной системы).
— Какие еще задачи, направленные на информатизацию современного общества, решает
национальный оператор?
— Параллельно с проектом «Информационное общество» идет реализация целого ряда «отраслевых» проектов, главная зада которых с помощью внедрения современных технологий в ключевые сферы общественной жизни сделать пользование услугами максимально комфортным, а работу государственных организаций и учреждений — оперативной и прозрачной. Наиболее масштабным в настоящее время выглядит проект информатизации здравоохранения России, который реализуется в рамках общегосударственной модернизации системы здравоохранения и сопровождается внедрением современных информационных систем в сфере оказания медицинских услуг.
А также проекты информатизации в сфере образования и создания в России единой системы реагирования на чрезвычайные ситуации «Служба 112».
— Конкретные шаги «Ростелекомом» сделаны и в этих направлениях?
— Что касается информатизации здравоохранения, то в настоящее время регионы, перед которыми стоит непростая задача — внедрить проект в 2012-2013 годах, приступают к размещению технических заданий на создание сегментов единой государственной системы, интегрированной с федеральной частью Министерства здравоохранения. С конкретными предложениями о сотрудничестве мы стараемся принимать участие во всех тендерах, и уже подписаны первые 4 контракта с Ненецким автономным округом, предполагающие построение компанией каналов связи, использование центра обработки данных, внедрение медицинской информационной системы и создание должного уровня информационной безопасности.
По проекту информатизации образования мы также имеем успешный опыт, который можем предложить нашим потенциальным заказчикам. Это объединение на основе «облачной» платформы от «Ростелекома» в единую информационную сеть всех учебных учреждений и органов управления на уровне одного муниципального образования в Мурманской и Калининградской областях.
— Лери Игоревич, расскажите подробнее, в чем преимущество использования «облачных»
технологий?
— Для этого давайте обратимся к третьему проекту, о котором уже заходила речь ранее — создание в стране единой службы спасения «112». Главное отличие предложения «Ростелекома» от большинства традиционных, предполагающих размещение оборудования и необходимых коммуникаций не территории региона, — реализация проекта в качестве удаленного сервиса, расположенного на единой национальной «облачной» платформе. Благодаря такому подходу субъекты не только обеспечивают себе бесперебойную работу регионального сегмента создаваемой системы, а также дублирование, резервирование и защиту персональной информации, но и значительно удешевляют стоимость внедрения проекта. Кстати, в текущий момент во всех регионах СЗФО созданы специальные рабочие группы, которые проводят подготовку к объявлению конкурсов на разработку и реализацию проекта «Службы 112», в которых «Ростелеком – Северо-Запад» также планирует принять участие.
— Каковы первоочередные задачи компании в плане дальнейшей реализации программы
«Информационное общество»?
— К сегодняшнему моменту специалистами макрорегиона «Северо-Запад» были предприняты шаги по завоеванию лидерских позиций в этом направлении работы «Ростелекома». Результатом стало выполнение годового плана по объему заключенных контрактов уже по итогам первого полугодия 2012 года. По количеству переведенных госуслуг в электронный вид «Ростелеком – Северо-Запад» также в числе первых — в рамках заключенных контрактов силами компании уже переведено порядка 200 услуг, до конца года это количество планируется довести до 400. Не менее активная работа идет по организации удаленного доступа к сервисам портала госуслуг, в частности благодаря установке на всей территории СЗФО многофункциональных информационных терминалов (инфоматов), в том числе и на базе многофункциональных Центров обслуживания населения компании. Несомненно, эти процессы, равно как и работа над созданием перечисленных выше комплексных информационных систем и их отладка, продолжатся и в следующем году.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг» органы государственной власти не имеют право требовать у
граждан информацию, документы и данные, которые имеются в распоряжении других ведомств.
Единый портал государственных услуг www.gosuslugi.ru на сегодняшний день насчитывает более 2 000
000 зарегистрированных пользователей по всей России, а также включает в себя информацию о 40 000
государственных услугах, оказываемых органами государственной власти разных уровней, 1 500 из
которых представлены в электронном виде.
Проект информатизации здравоохранения включает в себя как создание информационных технологий по
управлению административно-хозяйственной деятельностью медучреждений на всех уровнях, так новых
медицинских компьютерных технологий, повышающих качество лечебно-профилактической помощи для
населения.
Воспользовавшись инфоматом, заявитель может не только получить полную информацию об
оказываемых на территории субъекта услугах, сроках и порядке их получения, но и распечатать,
заполнить и отправить в любое ведомство необходимые документы, а также получить помощь или
консультацию квалифицированных операторов, позвонив в круглосуточный контакт-центр,
обслуживающий портал госуслуг.
Проект национальной «облачной» платформы «07», созданной в сотрудничестве с Microsoft и «1С» и
позволяющей пользователям существенно сэкономить на содержании собственной IT-инфраструктуры,
был презентован «Ростелекомом» в мае на выставке «Связь-Экспокомм-2012».