Сбербанк с механическим лицом

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков
Россия, Санкт-Петербург. Председатель Правления Сбербанка Герман Греф.

Московский банк Сбербанка к концу 2012 года полностью откажется от традиционных сберкасс и перейдет на новые форматы обслуживания, в том числе, маленькие круглосуточные офисы самообслуживания и даже офисы-автобусы. На Северо-Западе за 2012 год уже открылось 30 офисов нового образца.

Как заявил на сегодняшней конференции зампред Московского отделения Сбербанка Сергей Малышев, крупнейший банк страны планирует полностью отказаться от существующей сейчас системы "сберкасс" и к 2012 году обновить все московские офисы. Для всей кредитной организации обновление потребует больше времени и будет закончено к 2014 году.
На настоящий момент Сбербанк переформатировал 103 московских площадки, а переделка еще 140 будет завершена до конца года. Всего в Москве более 700 отделений банка.
В Северо-Западном регионе темпы скромнее: за 2012 год изменениям подверглось лишь 30 офисов, а с момента начала проекта - чуть больше сотни. В Петербурге офис "нового поколения" и вовсе пока всего один. Зато на настоящий момент в отделениях открыто уже 42 зоны самостоятельного круглосуточного обслуживания "24 часа".
В целом Сбербанк, как и весь банковский сектор, сейчас идет к автоматизации обслуживания рядовых клиентов. "Многие банки, и ВТБ24 в том числе, очень активно развивают сеть банкоматов с функцией приема наличных, которые позволяют клиенту без помощи операциониста проводить большинство банковских операций, в том числе открывать банковские вклады, а также и системы дистанционного банковского обслуживания", - комментирует тенденцию Иван Макаров, пресс-секретарь ВТБ 24 по СЗФО.
Такой подход позволяет решить проблему очередей, которые в разговоре о Сбербанке стали уже притчей во языцех. По его данным после всех изменений уже 93% клиентов ожидают очереди менее 10 минут. Банк использует электронную систему контроля очередей: в Москве она уже установлена в 600 отделениях из более чем 700.
Второе основное направление развития Сбербанка – сегментация клиентов. Офисы будут разделяться по категориям людей, которых они могут обслужить. Всего будет три клиентских группы: со средствами на счету до 1 млн рублей, со средствами в диапазоне от 1 млн рублей до 8 млн рублей и, наконец, vip-клиенты с более чем 8 млн рублей на счету. Для каждой категории будут созданы свои офисы.
Сегодня был продемонстрирован и один из самых смелых проектов Сбербанка – мобильный офис. "Отделение на колесах" представляет собой автобус с двумя банкоматами и двумя терминалами самообслуживания. Он должен замещать временно закрытые на переформатирование офисы.
"Стоимость автобуса Сбербанка составила 15,3 млн рублей. Между тем стоимость планирующихся к введению в эксплуатацию офисов меньшего размера составляет приблизительно 8 млн рублей. В сравнении со стационарным допофисом, только ремонт которого обходится в среднем в 21 млн рублей, это существенная экономия", - заявил Сергей Малышев.
Несмотря на то, что меры, предпринятые Сбербанком, выглядят достаточно оригинально, участники рынка не считают их чем-то уникальным. "Сбербанк в своих изменениях ориентируется на иностранные системы: есть уже давно сложившаяся мировая практика по обслуживанию клиентов. У Сбербанка и до этого было много офисов, а когда пришел Герман Греф – необходимы были перемены, поэтому все эти офисы стали переформатировать", - считает эксперт из банковского сообщества.
Эксперты полагают, что меры, предпринимаемые Сбербанком, резко повысят операционные расходы банка. Но это даст ему долгожданные инструменты конкурентной борьбы за клиента.
"Если говорить о годовом периоде, то это, конечно, существенные затраты, но в то же время - это и долгосрочное вложение. Если офисная политика будет успешна, то клиент будет выбирать Сбербанк не из-за его длительной истории, а благодаря качественному обслуживанию", - считает Виктор Титов, вице-президент Ассоциации банков Северо-Запада.