Елена Домброва Все статьи автора
27 августа 2012, 09:46 664

После вступления России в ВТО цены на продукты могут вырасти на 25-30% за счет удорожания зерна

Фото: Trend / Никита Инфантьев

После вступления России в ВТО предприятия Ленобласти проходят сертификацию, повышают качество продукции, но расширять мощности не торопятся. Сначала должен сформироваться рынок, объясняют они.

Россия официально вступила в ВТО и, таким образом, принимает на себя все обязательства по Марракешскому соглашению об учреждении этой организации. За несколько дней до ратификации Советом Федерации группа депутатов попросила Конституционный суд признать протокол о присоединении России к ВТО противоречащим Конституции, так как он ущемляет интересы жителей России и государства в целом, однако суд не нашел никаких нарушений. По мнению Минэкономразвития, Россия получит ряд существенных преимуществ, среди которых упрощение таможенных процедур. Выгода может достичь $18 млрд. Однако предприятия Ленобласти на прибыль не рассчитывают, избежать бы ущерба.

Вступление в ВТО автоматически обязывает пищевые производства подтвердить соответствие качества продовольствия мировым стандартам, то есть пройти обязательную сертификацию по ISO 22000. "Требования для получения сертификата почти дословно переписаны с европейских, но базы для их исполнения пока нет, я уверен, что многие сельхоз­производители будут испытывать трудности с сертификацией", - говорит Георгий Житмарев, заместитель генерального директора молочного завода "Пискаревский". Впрочем, ожидать массовых закрытий пищевых производств не стоит, ведь сертификация - это дело времени.

Еще одна опасность сертификации, которую отмечают участники рынка, - это система, при которой продукты местных производителей будут тщательно проверять, а импортные ввозить по разрешающим документам без дополнительного контроля качества. "Обязательная сертификация может обернуться еще одним ограничением для нашей продукции - ее нельзя будет вывезти за границу, хотя при этом ввозить станут все подряд", - говорит Никита Мельников, совладелец птицефабрики "Синявинская".

Хотя торговые границы России теперь открыты для всего мира, основными конкурентами, по ожиданиям экспертов, окажутся ее ближайшие соседи - страны Прибалтики. Например, конкуренцию почувствуют компании мебельной отрасли. "Скорее всего, хлынет мебель из Польши и Прибалтики. Они уже сейчас поставляют мебель в Европу, потеснив таким образом производителей из Германии, Франции, Италии, на очереди Россия", - говорит Владимир Семашко, совладелец Мебельной фабрики NEXTFORM (производитель мягкой мебели). От прихода конкурентов могут пострадать локальные производители мебели, которые неуверенно стоят на ногах, те, кто арендует производство, считает он.

Молочная продукция длительного хранения из Эстонии, Белоруссии, Финляндии, Прибалтики уже сейчас есть на полках местных магазинов, приводит еще один пример Георгий Житмарев. Однако, по его словам, большой поток продукции с использованием свежего молока в страну не хлынет, так как такой продукт невозможно привезти.

Местные птицефабрики вообще конкурентов не ждут. "Ни в Европе, ни тем более в странах Балтики нет сильных конкурентов, а те, кто далеко расположен, не повезут свою продукцию, так как это уже дорого", - объясняет Никита Мельников. "Точно ответить на вопрос, что изменится со вступлением в ВТО, пока невозможно, очевидно, что никак не отразится это на монополистах нефтяной, газовой отрасли, а для малого и среднего бизнеса событие значимое", - говорит Владимир Семашко.

Чего точно не ждут производители, так это снижения цен. "Более того, на основную продовольственную группу они вырастут за год на 25-30%", - полагает Никита Мельников. Основная причина, по его мнению, - это неминуемое удорожание зерна. "Чем выше внутренние цены, тем больше импортной продукции на полках, это закон рынка, который действовал и до вступления в ВТО", - говорит Георгий Житмарев. Однако отходить от традиционных продуктов к продукции с добавленной стоимостью, высокомаржинальной, на "Пискаревском" не станут. Как объясняет Георгий Житмарев, это значительные маркетинговые расходы, неоправданные для продуктов, потребление которых в кризис снижается в пользу традиционных.

Расширять мощности птицефабрика "Синявинская" не планирует, ожидаемая на следующий год мощность производства - 1,5 млрд яиц. "Мы никак не готовимся к ВТО, потому что заранее невозможно понять, какой будет рынок и с какими ценами выйдут производители из других стран. Принимать меры и подстраиваться будем уже по факту", - говорит Семашко.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама