Холдин Campanella Group (владеет сетью оптик, дистрибьютор Polaroid),открыл комиссионный гипермаркет самообслуживания Sova, где каждый может открыть собственную витрину за считанные минуты. Всего планируется открыть 200 точек, в том числе по франшизе.
Магазин открылся на Удельном проспекте и занял весь второй этаж дискаунтера "Пятерочка". Площадь магазина 1 тыс. м2. По словам Александра Слобожана, президента Campanella Group, второй гипермаркет Sova будет открыт в сентябре 2012 года, в Кировском районе, на ул. Симоняка, также на втором этаже "Пятерочки".
Идея европейской комиссионки взята из финского опыта - жители Финляндии избавляются от вещей, которые жалко выбросить, посредством магазинов Kirppis. Подобные торговые заведения есть также во Франции и в Эстонии. В Петербурге магазин выглядит так: вся площадь поделена на равные части-витрины, площадью 1м2, больше напоминающие шкафы или стеллажи.
На фото: Александр Слобожан, президент Campanella Group
Продавцы - частные лица и предприниматели приходят с паспортом, заключают договор и, заплатив 100-200 рублей за аренду витрины в день, получают в распоряжение витрину и вешалки. На каждую вещь наклеивается ценник и датчик. Раскладкой занимается сам продавец. После этого он уходит - продажа осуществляется через единую кассу. Всего в гипермаркете 800 торговых мест. Условие формата - вещи продаются без наценки. Гипермаркет зарабатывает на самом продавце, который кроме арендной платы должен отдать 1% от своей выручки.
Раз в 10 дней происходит взаиморасчет. Магазин предоставляет клиенту отчет о проданных вещах, после этого человек либо продлевает аренду, либо забирает вещи. "За 9 дней работы гипермаркета продлили почти все договора, так как продажи действительно у всех", - рассказали в компании.
Инвестиции в открытие каждого магазина составляют от 10 млн рублей. До конца года компания намерена открыть в Петербурге 3-5 магазинов, в целом по России будет открыто 200 точек, в том числе по франшизе. По словам Александра Слобожана, для открытия новых точек выбираются наиболее привлекательные для такого формата места, в том числе вторые этажи или пристройки универсамов "Пятерочка" и "Перекресток".
"Нам интересно с точки зрения привлечения дополнительного покупательского потока к универсаму "Пятерочка". Один арендатор на 2 этаж - меньше проблем. Сам обслуживает, сам охраняет, сам убирает. Арендная ставка - рыночная, стабильный высокий доход объекта", - говорит Владимир Русанов, и.о. начальника управления по связям с общественностью X5 Retail Group N. V. Однако в компании не уверены, что смогут предложить для Sova дополнительные адреса. Александр Слобожан отмечает, что сейчас происходит "обкатывание" проекта, и, возможно, помещения для новых гипермаркетов будут арендоваться у города.
"Безусловно, подобные форматы успешно работают в европейских городах, но оценить перспективу развития аналогичного проекта в России пока сложно. В любом случае, мы не рассматриваем подобный гипермаркет в качестве конкурентов", - говорит Вероника Горячая, директор по маркетингу ОАО "Модный Континент" (торговая марка INCITY). По ее словам, это совершенно другая ниша. "У комиссионок своя целевая аудитория, которая практически не пересекается с аудиторией таких сетей, как INCITY", - добавляет она.
По словам Дарьи Ядерной, управляющего директора Группы компаний Esper Group, конкурировать секонд-хенды или магазины такого формата будут в первую очередь не с марками бюджетного ценового сегмента, а скорее с аутлетами/стоками/дискаунтерами более дорогих проектов.
"В России такой формат, прежде всего, будет интересен крупным городам, поскольку может аккумулировать массу людей с массой интересных вещей, что сделает этот проект привлекательным, обеспечит трафик и покупки, интерес потенциальных покупателей. Для Москвы, Петербурга и Екатеринбурга это, безусловно, интересный проект", - считает Дарья Ядерная.
По ее словам, поскольку традиционно и исторически блошиные рынки и винтажные магазины в России не сложились, сегодня попытки это компенсировать не привели пока к созданию чего-то действительно масштабного и крупного в этом формате. "Соответственно, распространение проектов подобных Sova -можно рассматривать как такой "первичный" этап для формирования этой ниши", - добавляет Дарья Ядерная.