Рынок проката автомобилей приехал к потолку

Автор фото: Яковлева Елена

Рынок проката автомобилей в Петербурге приблизился к своему насыщению. Эксперты прогнозируют, что по итогам года его объем увеличится на 20% и достигнет своего потолка - 3 млрд рублей. Новым игрокам будет непросто завоевать на нем свою долю.

Рынок проката автомобилей в Петербурге вернул себе докризисные показатели и демонстрирует уверенный рост на 20% ежегодно, отмечает генеральный директор компании "Аларм-Рент" Кирилл Дубов. В  2011 году объем рынка составил 2,6 млрд рублей и при таком темпе по итогам 2012 года перешагнет планку 3 млрд рублей.
Аренда автомобиля с водителем в Петербурге сейчас обходится в сумму порядка 1,5 тыс. рублей в час, и в цену уже входит страховка автомобиля, водителя и пассажира. Основные потребители услуги -  бизнесмены или сотрудники крупных компаний, приезжающие в Петербург по делам. "Услугой пользуются и иностранные туристы, которые хотят самостоятельно посетить отдаленные районы Петербурга и его пригороды. На эти две категории клиентов приходится по 50% рынка. Незначительную часть клиентов составляют петербуржцы, которые временно оказались без машины, но не готовы поменять образ жизни", - рассказывает Кирилл Дубов.
Услуги проката автомобилей оказывают 37 компаний. "Из них заметную роль играют лишь пять-семь компаний. Для новых серьезных игроков на рынке места нет", - рассуждает заместитель руководителя отдела проката компании "Напрокат.ру" Руслан Волков. Тем не менее в апреле текущего года на петербургский рынок проката пришла международная компания  Dollar Thrifty, представленная в 70 странах мира. Эксперты высказывают мнение о том, что новому игроку придется завоевывать рынок, переманивая клиентов конкурентов на свою сторону. И успех здесь будет зависеть от маркетинговой политики.
В Dollar Thrifty уверены, что на петербургском рынке проката автомобилей есть незанятые ниши. Первая - операционный лизинг, который активно развивается во всем мире. Вторая – международный туризм. "В последние годы количество иностранных гостей в Северной столице постоянно растет, вместе с этим увеличивается и спрос на аренду автомобиля без водителя", - рассуждает глава местного офиса компании Артур Райхруд. И, наконец, третье незанятое направление - выездной туризм. "Многие жители Петербурга хотят съездить на каникулы в страны СНГ или Европу на прокатном автомобиле, но, к сожалению, мало кто готов предоставить такую услугу", - уверен Райхруд.
"Чтобы стать солидным игроком в этом сегменте бизнеса, большого автопарка недостаточно", - подчеркивает Кирилл Дубов. Помимо машин, необходимо иметь площадку для их хранения и обслуживания, штат механиков, докторов, диспетчеров. Обязательным условием для успеха прокатной компании, по словам господина Дубова, является наличие собственной парковки в непосредственной близости к центру города. На парк в 20 автомобилей необходимая площадь парковки 900 кв. м. Таким образом, входной билет на прокатный рынок Петербурга – 12-18 млн рублей. Эти средства потребуются в течение первых 3 месяцев работы компании. Окупаемость такого бизнеса составляет 1,5-2,5 года.
В целом, по прогнозам участников, в ближайшие годы на рынке Петербурга сохранится ;сегодняшняя картина: на несколько крупных брендов будет приходиться основная доля рынка, а локальные небольшие фирмы будут существовать параллельно.