"Пассажиравтотранс" отказался от дотаций на междугородные перевозки, чтобы не обслуживать убыточные маршруты

Автор фото: Верещагина

"Пассажиравтотранс" решил сократить убытки за счет выделения "междугороднего" автобусного парка №1 из структуры компании в отдельное ООО. Оно не будет дотироваться из городского бюджета, а значит, не будет иметь никаких обязанностей перед властями. Одновременно ГУП ждет смена руководства.

В 2011 г. автобусный парк №1 (АП–1, подразделение "Пассажиравтотранса", обслуживающее междугородные перевозки) перевез на 32 автобусах 634 тыс. пассажиров. Однако не только ничего не заработал, но и принес головной конторе убыток в 36,2 млн рублей. Финансовые потери могли бы быть значительно больше, если бы руководство автобусной компании не закрыло осенью прошлого года 24 из 32 междугородных маршрутов.
В итоге "Пассажиравтотранс" решил сократить убытки за счет выделения АП–1 из структуры компании в отдельное ООО. Это ООО не будет дотироваться из городского бюджета, а значит, не несет никаких обязанностей перед властями. Поэтому компания будет самостоятельно развивать междугородные перевозки в регионе, не ориентируясь на социально значимые маршруты, которые компании обязаны обслуживать в обмен на дотации местного бюджета.
Пока компания обслуживает 11 привычных для пассажиров маршрутов, связывающих Петербург с Ленинградской, Новгородской, Вологодской и Смоленской областями. Но в ближайшее время маршрутная сеть будет пересмотрена, возможно, некоторые направления закроются, а вместо них появятся другие, более выгодные. В частности, чтобы вывести предприятие на самоокупаемость, закроются некоторые сезонные маршруты, которыми пользуются исключительно дачники.
Задача–минимум — заработать на обновление парка. Автобусы, переданные на баланс АП–1, выпущены в 2007–2009 гг. "Через несколько лет проблема обновления подвижного состава встанет достаточно остро", — говорит генеральный директор АП–1 Дмитрий Процкий.
ООО "АП–1", ОАО "Леноблпассажиравтотранс" и ОАО "Кингисеппский автобусный парк" сейчас являются крупнейшими междугородными перевозчиками в Петербурге и Ленобласти. И у всех у них одна и та же проблема.
Роман Маслов, гендиректор ОАО "Леноблпассажиравтотранс" (с прошлого года обслуживает 10 междугородных маршрутов), тоже сетует на то, что помимо рентабельных маршрутов (на Выборг или Тихвин) компании приходится обслуживать убыточные. Такое обязательство заложено в договоре с областной администрацией, разрешившей компании заниматься пассажирскими перевозками в регионе.
В качестве примера Роман Маслов приводит рейс из Петербурга в Ивангород: как правило, в этом направлении с автовокзала из города на Неве выезжает 10 человек, а для того, чтобы окупить такой рейс, нужно продать как минимум 25 билетов. По словам бизнесмена, в месяц компания теряет на этом направлении 1 млн рублей.
Успешность проекта "Пассажиравтотранса" зависит от компетентности руководителей дочерней компании. Большую роль играет доходность открываемых ими маршрутов. Сейчас формирование маршрутной сети и допуск на рынок новых компаний в Петербурге и Ленобласти осуществляются профильными комитетами крайне хаотично. Около 40?% рынка контролируют нелегальные перевозчики, с которыми никто не пытается бороться. Они работают на старой технике, депмингуют и дублируют маршруты легальных перевозчиков. Из-за этого серьезно снижается рентабельность работы на этом рынке. Официально на рынке междугородних перевозок в регионе работает около 30 легальных компаний.
Александр Аристов
генеральный директор ООО "МП АРС"
В Петербурге действуют пять автовокзалов, пассажиропоток крупнейшего из них (на наб. Обводного канала) составляет 4,5 тыс. человек в день. Оценить оборот рынка междугородных перевозок никто не берется. Но известно, что большую часть рынка занимают небольшие компании, обслуживающие от одного до трех маршрутов. Именно им уход с некоторых направлений крупных, дотируемых государством компаний может оказаться на руку.
Об этом говорят сами предприниматели. "Этой осенью мы работали на своих маршрутах одни, поскольку АП-1 отказался от работы на этом направлении. Самостоятельно мы полностью справляемся с пассажиропотоком и даже не в сезон получаем прибыль с этих маршрутов", - отмечает гендиректор подпорожского МУП "Автогарант" Александр Травкин.
Заместитель генерального директора ООО "Киришиавто" Михаил Майоров тоже уверен, что все междугородные перевозки могут быть весьма прибыльны, причем круглый год, если удастся занять монопольное положение на том или ином маршруте.
Гендиректор "Пассажиравтотранса" Александр Бебенин в ближайшее время может покинуть компанию и вернуться к прежней работе в прокурорских органах.