Хотя туристу из Петербурга кажется, что Хельсинки - рай для велосипедистов, как и скандинавские столицы, Париж или Амстердам, финны так не считают. Поэтому власти Хельсинки приняли решение о реконструкции велосипедных дорожек в центре города.
Финны недовольны тем, что велосипедисты передвигаются фактически на правах пешеходов, хотя они - владельцы скоростного транспортного средства. Надо учесть, что велосипедисты в центре Хельсинки едут практически с той же скоростью, что и автомобилисты, из-за строгих ограничений для последних.
Сейчас в центре Хельсинки велосипедисты и пешеходы, как правило, делят между собой тротуар. Из-за этого возникают неприятные ситуации. Например, пешеходы, ожидающие зеленого света, группируются как раз на велодорожке.
Суть нововведения состоит в том, чтобы отделить велодорожки от пешеходных поребриком и сделать движение по ним односторонним. Новые трассы сейчас проектируются, в этом году начнется строительство.
Читайте также:
В Выборге поймали серийного угонщика велосипедов
О велосипедистах как особых участниках дорожного движения в Хельсинки думают уже не первый десяток лет. Город содержит в штате двух проектировщиков специально для велосипедного движения. Самая свежая из реализованных велоидей - трасса Baana длиной 1,3 км, открытая в День города - 12 июня. Она проложена по дну глубокого каменного коридора в самом центре Хельсинки. Раньше там была железная дорога: по ней возили товары из порта до того, как его перенесли.
Мы по трассе не едем, а идем вместе с Мареком Салермо, одним из городских проектировщиков. Он то и дело замечает строительные ошибки. Вот здесь, например, фонарь воткнули в дорожку, а должны были разместить на обочине. А тут неудобно сделан водосток, зимой можно поскользнуться. Но больше всего Мареку жаль, что пешеходная дорожка, которая идет вдоль велосипедной, получилась гораздо шире, в некоторых местах - вдвое. На вопрос о том, что это: отражение борьбы между городскими ведомствами? - Марек утвердительно кивает.
Но он не теряет надежды, что велосипедную часть Baana расширят. Ширина всей трассы колеблется от 6 до 35 м на разных участках. Там уместились баскетбольная площадка, столик для пинг-понга и т. п.
Baana обошлась примерно в 5 млн евро. Вообще же из городского бюджета Хельсинки ежегодно выделяется на строительство велосипедных дорожек 4-5 млн евро. Километр велосипедной трассы может стоить от 100 тыс. до 2 млн евро в зависимости от сложности участка.
Протяженность велосипедных дорог в городе Хельсинки - тысяча с лишним километров. Сейчас 9% всех поездок там совершается на велосипеде. Власти Хельсинки хотят увеличить этот показатель до 15%. Кстати сказать, новую моду разъезжать по городу на роликовых коньках финны не очень одобряют.
"Мы не хотели бы поощрять роллеров, хотя бы в центре города", - говорит Марек Салермо. За пределами центра - нет проблем. На 90% улиц Хельсинки движение нельзя назвать интенсивным.
"Вдоль шоссе в зеленой зоне у нас сейчас делают велосипедные дорожки. Но в городе надо будет отбирать место либо у автомобилей, а им и так его не хватает, либо у пешеходов, что снизит их безопасность, - говорит Кирилл Иванов, директор ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга "Дормост". - Наш город не приспособлен для велосипедного движения ни по погодным условиям, ни по соображениям безопасности, ни по водительской культуре".