Эстонский перевозчик AS GoRail (входит в холдинг Go Group) 27 мая возобновил регулярное железнодорожное сообщение между Петербургом и Таллином. Компания уже третий раз выходит на рынок пассажирских перевозок: в 2003 и 2008 годах подобные рейсы были отменены ввиду нерентабельности.
В возрождение проекта в 2012 году AS GoRail инвестировал более 1 млн евро. Перевозчик использует на линии дизельный поезд с собственным локомотивом ДР-1А производства Рижского вагоностроительного завода, что позволяет компании исключить расходы на аренду российского тепловоза.
Подвижной состав, включающий один вагон первого и три вагона второго класса, рассчитан на перевозку 204 пассажиров. Поезд отправляется ежедневно с Витебского вокзала в 17:33 в Таллин и в 7:03 из Таллина в Петербург. Расстояние 380 км поезд преодолевает за 7 часов, при этом погранично-таможенный контроль осуществляется во время движения поезда и занимает 30-40 минут. На время поездки пассажиры смогут арендовать электронные гаджеты и воспользоваться бесплатным wi-fi. Поездка первым классом обойдется взрослому пассажиру в 31 евро, вторым - в 26 евро.
Однако новинке легко затеряться в обилии предложений: ежедневно в столицу Эстонии из Петербурга отправляются порядка 15 автобусов и три авиарейса. Дважды в неделю в Таллин можно попасть на круизном пароме Princess Anastasia через Хельсинки и Стокгольм. Стоимость билетов на автобус - в пределах 25-30 евро, на самолет авиакомпании Estonian Air - от 156 евро, на паром - от 75 евро. Директор по развитию AS GoRail Йолан Шевцов убежден, что запуск поезда Петербург - Таллин вызовет перераспределение пассажиропотока.
Быстрее всего на растущую конкуренцию отреагировали игроки рынка автобусных перевозок, на долю которых, по оценкам экспертов AS GoRail, приходится около 80% пассажиропотока. "Резко упали цены на автобусные билеты. Некоторые перевозчики продавали билеты за 10 евро, что даже ниже рентабельности", - говорит Йолан Шевцов.
“
При поездке на автобусе можно подобрать несколько вариантов времени выезда. Поезд же предлагает стандартное расписание, которое сейчас не очень удобно для выезда из Петербурга. Оно создано для эстонцев.
Поезд удобен с точки зрения прохождения границы, но и рейсовые автобусы идут по зеленому коридору, поэтому проходят эту процедуру быстро. Запуск поезда повлияет преимущественно на стоимость автобусных перевозок. Уже сейчас мы видим, что стоимость билетов на автобус застыла на уровне весны, хотя на лето перевозчики планировали повышение тарифов.
Татьяна Вишнякова
Начальник коммерческого отдела СПб филиала национальной компании "Интурист"
Компания "Евролайнс" вовсе планирует закрыть несколько нерентабельных рейсов, которые сейчас отправляются в одно время с поездом. "Мы предлагаем клиентам приобрести билеты на нашем сайте по специальным ценам. Минимальный тариф на автобус "Симпл Экспресс" составляет 119 рублей", - говорит гендиректор ЗАО "Евролайнс" Эдгар Пфау.
По мнению Андрея Волкова, гендиректора ООО "БалтикШаттл", которое продает билеты на поезд AS GoRail, в течение 2012 года количество автобусных линий между Петербургом и Таллином должно сократиться с 15 до девяти в день, то есть на 30%.
“
В 2011 году мы перевезли свыше 250 тыс. человек между Петербургом и Таллином, в 2012 году планируем перевезти около 300 тыс., что соответствует росту пассажиропотока на 15%.
Мы наблюдали некоторое снижение спроса в апреле, но это не было обусловлено предстоящим появлением поезда (билеты на поезд еще не продавались). Конечно, запуск поезда повлиял на общую рыночную ситуацию, тем более что сейчас многим просто интересно поехать железной дорогой, поскольку долгое время рейса не было. Мы сами планируем запуск поезда между Петербургом и Таллином к 2015 году.
Эдгар Пфау
гендиректор ЗАО "Евролайнс"
Однако не все перевозчики опасаются снижения пассажиропотока. "Поезд отправляется из Петербурга в неудобное для пассажиров время, поэтому существенного оттока пассажиров мы не прогнозируем", - полагают в пресс-службе компании Ecolines.
За первый месяц работы заполняемость рейсов поезда Петербург - Таллин составила 30%, при этом большинство билетов было продано в первый класс. В течение первого года работы AS GoRail рассчитывает увеличить этот показатель до 50%.
"К октябрю мы планируем сократить время движения поезда до 6 часов, а через год - до 5 часов. Также в планах сменить Витебский вокзал на Балтийский и запустить с ноября 2012 года второй поезд, что позволит нам перевозить в день более 400 пассажиров", - рассказывает Йолан Шевцов. Пуск второго состава позволит компании скорректировать график движения: поезд будет отправляться из Петербурга в 7:30 утра, а из Таллина - в 16:00.