Город создает социально-имиджевую киносеть

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков

Городской проект по развитию сети социальных кинотеатров не составит конкуренцию коммерческим киносетям. Зато его имиджевые перспективы оцениваются весьма позитивно.

Социально-имиджевая киносеть может появиться в Петербурге в ближайшее время. Комитет по культуре Смольного готовит экономическое обоснование проекта. Еще в начале года председатель комитета Дмитрий Месхиев заявил о том, что в кинотеатрах, принадлежащих городу, цены на билеты будут составлять 30 рублей. Эта идея вряд ли реализуется в том виде, в каком предполагает чиновник. Однако, учитывая, что место на рынке кинотеатров Петербурга для новых игроков еще есть, при определенных вложениях со стороны бюджета государственная сеть вполне может стать успешным имиджевым проектом.
По данным комитета по культуре, городу принадлежат семь кинотеатров, расположенных в основном в спальных районах: "Аврора", детский киноцентр "Родина", "Восход", "Дружба", "Заневский", "Уран", "Фильмофонд". Ежемесячно их посещают приблизительно 30 тыс. человек, при том что рассчитаны они на 2,5 тыс. мест. Два из перечисленных, "Дружба" и "Заневский", были недавно открыты после капитального ремонта. На очереди -  "Аврора" и "Восход". В реконструкции нуждается и кинотеатр "Уран".
В 2011 г. финансирование всех государственных кинотеатров из бюджета города составило 80 млн рублей, в том числе на покупку прав проката новых фильмов было потрачено 6,5 млн рублей. Доходы всех кинотеатров за 2011 г. составили 73,5 млн рублей. Речь идет не только о доходах от продажи билетов, но и от сдачи помещений в аренду. Например, в кинотеатре "Аврора" в аренду сдается 14,2% всех помещений, киноцентре "Родина" - 22,4%. У "Авроры" объем доходов от аренды в общей структуре доходов составляет 9,7%, у "Родины" - 18,2%. В государственных кинотеатрах единая ценовая политика и стоимость билетов невысока, 50-100 рублей.
Рынок кинотеатров Петербурга является вторым по величине в России после Москвы. Оборот его, по подсчетам экспертов, составляет около 80 млн евро в год. По данным УК Maris, в Петербурге всего 48 кинотеатров с 235 кинозалами на 40 тыс. мест. "В 2011 г. появились следующие кинотеатры: "КАРО ФИЛЬМ" в ТРК "Лиговъ", "Кронверк Синема" в ТРК "Академ Парк" и ТРК "Сити Молл", - отмечают в компании. Эксперты Maris подсчитали, что в Петербурге представлено девять сетевых операторов. Самыми крупными по количеству залов являются "Кронверк Синема" (девять кинотеатров на 56 залов) и "КАРО ФИЛЬМ" (восемь кинотеатров, 51 зал). Средний размер площади, занимаемой кинотеатром, находится в пределах 2500-3000 м­2, разброс площадей составляет 1500-10 000 м2. Самый большой кинотеатр в городе, Kinostar City ("Синема Парк") в ТРК "Радуга", занимает площадь 10 тыс. м2, таков же по площади недавно открывшийся кинотеатр сети "Формула кино" в ТРК "Галерея".
По данным компании "Невафильм Research", городские кинотеатры можно разделить на пять ценовых групп. К первой относятся залы IMAХ с ценами билетов выше 600 рублей. Среди них - зал Coca Cola IMAX в "Радуге" и зал IMAX кинотеатра "Формула кино" в "Галерее". К кинотеатрам премиум-класса с ценой билетов выше 320 рублей относятся Jam Hall, "КАРО ФИЛЬМ" на ул. Дыбенко, "Kinostar de Lux - Радуга". Цена выше среднего (250-300 рублей) в "Кронверк Синема-Нео", "КАРО ФИЛЬМ "Варшавский экспресс", "ПулковоФильм" и Kinostar City. Средний уровень цен (140-250 рублей) в "Мираж синема в Озерках", Mori Cinema и др.
Государственные кинотеатры относятся к так называемым специализированным площадкам, или кинотеатрам у дома, где стоимость билетов не превышает 160 рублей.
Проект социальных кинотеатров будет пользоваться спросом при его удачном исполнении. Конечно, основным фактором привлекательности станет цена. Конкуренция других кинотеатров с социальными зависит от целевых аудиторий. Так, например, для высококлассных кинотеатров социальные кинотеатры не будут представлять опасности: люди, готовые платить за билет от 500 рублей, не будут экономить на развлечении. Скорее всего, конкуренцию такие кинотеатры составят уже существующим кинотеатрам средней руки в отдаленных районах города. Хочется отметить, что кинотеатры, для которых данный проект был бы основным конкурентом, как раз и будут перепрофилированы в социальные ("Родина", "Заневский" и пр.).
Елена Прозорова
Ассистент отдела консалтинга и оценки компании Maris в ассоциации с CBRE
Бизнесмены и эксперты отмечают, что рынок насыщен и конкуренция на нем довольно жесткая. В ближайшие годы новых площадок будет открываться все меньше. Это связано с тем, что кинозалы открываются преимущественно в торговых центрах, рынок которых уже насыщен в большинстве районов города. Аналитики Maris отмечают, что в 2012 г. планируется открытие двух крупных мультиплексов сети "Кронверк", один из которых займет 4,7 тыс. м2 в торговом комплексе "Лето" на Пулковском шоссе, 25, а также десятизального кинотеатра в ТРК Piterland. Перспективными для размещения остаются Калининский, Василеостровский, Петроградский районы.
Репертуар у всех киносетей примерно одинаков, привлечение зрителей происходит за счет дополнительных услуг.  Доходы сетевых кинотеатров на треть состоят из продаж еды и напитков, остальное приходится на продажи билетов. Поток зрителей в сетевых кинотеатрах с несколькими залами составляет около 1400 человек в день.
Кинотеатры практически не пострадали от кризиса. Спрос (посещаемость) остался на прежнем уровне, поскольку кино остается самым доступным видом досуга для населения, заключают эксперты Maris.
Кинотеатры готовы отдавать за аренду 8-12% от своего оборота (с учетом всех бизнесов, связанных с показом кино). Как правило, на доходы с продажи еды и напитков в кинотеатрах приходится 25-30% оборота, на продажи билетов - не больше половины. Арендные ставки для кинотеатров, расположенных в торгово-развлекательных центрах, колеблются в пределах $150-350 за 1 м2 в год (без учета операционных расходов, коммунальных платежей и НДС) в зависимости от локации ТРК, его посещаемости, состояния помещения и прочего. Обычно кинотеатры в ТРК имеют семь-восемь залов, при расчете своих доходов они ориентируются на поток в 500 тыс. зрителей в год.
Анна Никандрова
Директор по развитию бизнеса департамента ретейла "Colliers International СПб"
Анна Палиевская, менеджер по рекламе сети кинотеатров Mori Cinema, отмечает, что самым серьезным фактором при посещении кинотеатра в крупном городе является его территориальная доступность. "Многие люди, которые сегодня практически не посещают кинотеатры, откройся кинотеатр рядом с их домом - станут ходить в кино намного чаще, - говорит она. - Нельзя назвать поход в кинотеатр недоступной роскошью. Почти во всех коммерческих кинотеатрах предусмотрены специальные цены на билеты для школьников, студентов, пенсионеров."