В Москве проходит второй "Марш миллионов". Протестующие обходятся без части своих лидеров, которых после вчерашних обысков вызвали в СКР на допрос. Власти показывают, что не собираются договариваться с обществом, а протестующие — что "акции устрашения" их не устрашают, говорят наблюдатели.
Главной темой информационного пространства утром во вторник, если не считать футбола, остаются обыски в квартирах у лидеров оппозиции и их родственников, которые были проведены следователями СКР накануне. Обыскали квартиры Алексея Навального, Сергея Удальцова и Ксении Собчак и, кроме того, родственников Навального (родителей жены), Удальцова (его собственных родителей) и Ильи Яшина (также родителей).
Из заявлений представителей Следственного комитета можно сделать вывод, что следователи подозревают Навального, Удальцова и Яшина в организации "массовых беспорядков" 6 мая и что выбор мест для обысков был обусловлен именно этим. Ксения Собчак, таким образом, пострадала из–за своего бойфренда Яшина.
Учитывая давнее знакомство Собчак с Владимиром Путиным, обыски именно в ее квартире привлекли наибольшее внимание. В результате следственных мер были изъяты, в частности, деньги (по разным данным, полтора миллиона то ли рублей, то ли евро) и личные вещи. Ксения Собчак заявила, что обыск был унизительным, что следователи вслух читали ее личные письма и не давали ей сходить в душ и что они забрали все деньги, так что ей пришлось занимать их у собственного гримера.
Дольше всех продолжался обыск у Алексея Навального, которого действующая власть, очевидно, считает лидером протестного движения, — более 13 часов. Навальный и его коллеги показывали фотографии разгрома, который оставили после себя в квартире следователи, оппозиционер рассказал, что у группы из СКР была цель реквизировать все электронные устройства, так что дело дошло даже до детских компьютеров и старых CD–дисков.
Навальный к обыскам в собственной квартире, впрочем, отнесся иронически, заявив, что все проверявшие его следователи выразили готовность вступить в его партию, как только она будет создана. Все обращают внимание на то, что в этой группе СКР работают 160 следователей — цифра абсолютно фантастическая, таким силами не расследовалось в современной российской истории еще ни одно преступление.
На фото: Россия, Москва. "Марша миллионов". На снимке:
блогер и политик Алексей Навальный.
Проведя обыски, следователи вызвали Навального, Удальцова, Яшина и Собчак на допрос в 11:00 следующего дня, то есть за час до того времени, как все они должны были принимать участие в "Марше миллионов". Трое из этих четверых во вторник поехали в СКР, заявив, что митинг состоится и без их участия, исключением стал только Удальцов, напомнивший полиции, что он — организатор этой акции и согласно действующему законодательству обязан на ней присутствовать.
Действующие власти исходят из того, что на "Марше миллионов" 6 мая, когда часть протестующих вступили в стычки с полицией, произошли спровоцированные лидерами оппозиции массовые беспорядки. Сами оппозиционеры смотрят на этот вопрос иначе: они считают, что провокацию власти устроили сами, чтобы выставить протестное движение в облике банды мародеров, а уже потом из–за высокого накала страстей часть оппозиционеров присоединилась к асфальтометателям.
Проводить обыски в квартирах лидеров оппозиции тем более странно, что никто из них и не скрывает своей нелюбви к действующей власти, отмечают наблюдатели. Что именно на 12–м году XXI века следователи рассчитывают найти в шкафу с одеждой дочерей Алексея Навального, также остается неясным. В этом смысле обыски были проведены скорее "на будущее", говорят политологи. Если какие–нибудь "доказательства" найдутся, можно будет сказать, что нашли их именно 11 июня.
Обыски в квартирах лидеров оппозиции и в квартирах их родственников прошли накануне "Марша миллионов" 12 июня, и наблюдатели не сомневаются в том, что два эти события связаны. Версии о том, зачем понадобились эти обыски и к какому эффекту они приведут, сильно разнятся между собой.
Первой эмоциональной реакцией блогосферы на многочасовые и не слишком вежливые обыски у лидеров оппозиции было воспоминание о 1937 годе. Происходящее — это акция устрашения, отмечают многие наблюдатели, другой вопрос, подействует ли она так, как задумано ее авторами, и подействует ли вообще.
Ксения Собчак назвала действия СКР маразмом, Сергей Удальцов заявил, что целью действующей власти было запугать граждан и отвадить их от участия в митингах. Эдуард Лимонов считает, что власть рассчитывает устранить "недоговороспособных" лидеров оппозиции, потому что с остальными лидерами ей договориться проще.
Без "первых лиц" оппозиции протест будет менее радикальным (или как минимум менее эффективным), во всяком случае, в этом цель действий СКР, полагает часть наблюдателей. Эти действия власти неадекватны, необходимо искать пути к нормальному диалогу, считает Михаил Прохоров.
Обыскивая квартиры оппозиционеров, власть занимается самовнушением, убеждает себя, что контролирует ситуацию, уверен Александр Архангельский. Произошедшее — признак усиления радикальной группировки во власти, отметил Алексей Кудрин. По мнению наблюдателей, в Кремле есть несколько точек зрения по поводу того, как следует реагировать на протестные акции, и радикально жесткая — не единственная, но, похоже, доминирующая в последнее время.
Эксперты отмечают и другие аспекты этой ситуации. Например, то, что на "борьбе" с протестным движением многие работающие в действующей власти люди получают и осваивают большие средства и сейчас они более чем удовлетворены сложившейся ситуацией.
Эффект от "акции устрашения" в виде обысков у лидеров оппозиции будет не вполне таким, как рассчитывает действующая власть, отмечали политологи. По их словам, участие в акции протеста во вторник примет на меньше людей, чем 6 мая, то есть порядка 50–-60 тыс. человек. Кроме того, это может привести к дальнейшей радикализации протеста. И прежде всего — убедит оппонентов действующей власти в том, что она не собирается ни с кем ни о чем договариваться.
Второй Марш миллионов состоит из двух частей: сначала — шествие по бульварному кольцу, потом — митинг на проспекте Сахарова. Начало акции 12 июня в целом показало справедливость предположений политологов. По данным на 13:00, еще до начала митинга участие в шествии принимают более 30 тыс. человек.