Сеть "Норма", принадлежащая Олегу Жеребцову, перешла в управление ТД "Интерторг"

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Один из самых известных ретейлеров России Олег Жеребцов уходит из розницы - он отдал в управление свою последнюю сеть "Норма" торговому дому "Интерторг", который контролируется предпринимателем Мушвигом Абдуллаевым.

Как стало известно "ДП", сеть "Норма", принадлежащая петербургскому предпринимателю Олегу Жеребцову, перешла в управление ООО "ТД "Интерторг", подконтрольное через офшор "Даймонд Солюшнз" Мушвигу Абдуллаеву. "Мы договорились об управлении "Нормы" и обслуживании ее долга. А объединение закупочных отделов, бухгалтерии и других должностей офиса даст дополнительную экономию и синергию", - сообщил управляющий директор "Интерторга" Олег Рыбаков, подчеркнув, что задача "Интерторга" - улучшить закупочную силу "Нормы", сделать ее прибыльной компанией.
Следующим шагом может стать переход "Нормы" в собственность управляющих. Эксперты "ДП" считают, что фактически "Интерторг" получит сеть из 21 магазина в обмен на погашение ее долгов. Весь менеджмент, включая генерального директора сети "Норма" Константина Лебедева, сохранит свои посты.
"Интерторг" управляет универсамами "Народная семья" и супермаркетами "Идея" (всего 241 магазин). Кроме того, с 2011 г. компания развивает голландскую сеть Spar по франшизе на Северо-Западе.
Олег Жеребцов - один из самых известных ретейлеров в России, основавший первую в Петербурге сеть гипермаркетов. Свой второй розничный актив - сеть "Норма" - он выставил на продажу в 2011 г. Это означает, что Жеребцов окончательно выходит из продуктового розничного бизнеса.
О том, что переговоры между "Интерторгом" и Олегом Жеребцовым, длившиеся несколько месяцев, вошли в финальную стадию, "ДП" сообщили несколько источников на розничном рынке. Причем изначально речь шла о продаже "Нормы", но, видимо, стороны не договорились об условиях, пошли на сделку через опцион. Мнения экспертов по поводу рыночной стоимости сети "Норма" сильно расходятся, и, вероятнее всего, обсуждение именно этого вопроса затянуло переговоры. Директор по развитию Jones Lang LaSalle Сергей Федоров оценил "Норму" как операционный бизнес в $40,7 млн с учетом долга. "Сейчас FMCG-сети оцениваются в 40-60% от оборота в год", - отметил гендиректор ИА INFOline Иван Федяков, оценив годовой оборот сети в $70 млн (2,2 млрд рублей). А управляющий партнер Management Development Дмитрий Потапенко вообще считает, что "Норма" стоит не дороже $20 млн. Олег Жеребцов от комментариев отказался.
Неудивительно, что сеть "Норма" так долго искала своего покупателя. По сути, речь в данном случае идет о переуступке прав аренды помещений и продаже оборудования, бывшего в употреблении, а также некоего товарного запаса. Сам по себе бренд "Норма" абсолютно ничего не стоит. Продать такой актив непросто. Оценить сеть из 20 магазинов сложно, но цена, заявленная на рынке, была очевидно завышенной, я бы посчитал справедливой стоимость в $15-20 млн, $30 млн - максимум. Опасность данной сделки в том, что порой слишком сложно объединить два совершенно разных бизнеса. Делать параллельный офис и параллельное руководство не имеет смысла, а консолидировать очень непросто - нужно сносить и строить все заново. В результате покупатель сам может сдать свои позиции, как это произошло с саратовской сетью магазинов "В двух шагах". Купив местного ретейлера, эта компания просто обанкротилась.
Дмитрий Потапенко
управляющий партнер Management Development
Из 21 магазина сети "Норма" в Петербурге и Ленобласти девять объектов находятся в собственности компании, остальные - на арендованных площадях. Площадь одного магазина - 500-700 м2. Агентство INFOLine оценило выручку с 1 м2 в сети "Норма" на уровне $12 тыс. в год (без НДС). Для примера, у "Интерторга" этот показатель равен $13 тыс., у "Любавушки" (сети
"Полушка"
 и "Лайм") и "Дикси" - по $11 тыс., у Х5 Retail Group - $15 тыс.
Участникам рынка "Норма" интересна с точки зрения объектов недвижимости, а не как операционный бизнес с брендом. "Оформить переуступку прав аренды готовы были многие участники рынка. При таком условии сеть стоила бы как минимум вдвое дешевле", - говорит один из топ-менеджеров федеральной сети. Однако Олег Жеребцов не согласился на такие условия.
"Норма" - хороший проект. Магазины сети сделаны с душой", - говорит Иван Федяков, считая, что Олегу Жеребцову просто не повезло. "Он неудачно вышел из "Ленты" и в очень неудачный момент запустил новую сеть", - уверен Иван Федяков. Эксперт аргументирует это тем, что в момент развития "Нормы" свободных мест в стрит-ретейле Петербурга было немного. Сегодня, в отличие от 2005-2008 гг., одежные сети, наоборот, уходят из стрит-ретейла в ТРК, а освобождающиеся помещения занимают операторы фастфуда и продуктовый ретейл. Но Олегу Жеребцову уже, видимо, не интересно заниматься розницей.
Первую попытку сбыть  "Норму" с рук бизнесмен предпринял в 2008 г., но после реализации своего пакета акций в "Ленте" он снял "Норму" с продажи. В этот раз в переговорах участвовали практически все ретейлеры, представленные в Петербурге. Среди них "Метрика", "Любавушка", "Дикси", "Магнит".
Вряд ли покупатель в будущем сохранит бренд "Норма". Зато площади магазинов этой сети могут подойти под любой из форматов, развиваемых "Интерторгом", который в этом году планировал открыть 50-70 магазинов.
Бизнесмены, знакомые с Олегом Жеребцовым, считают, что его сильная сторона - это создание с нуля нового бизнеса. Но с оперативным управлением у него все обстоит не столь успешно. Напомним, что свои 35,4% акций в "Ленте" он продал в 2009 г. за $116 млн. При этом его партнер по "Ленте" Август Мейер в 2011 г. сумел продать 44% за $1,14 млрд.
Создавая "Ленту", Олег Жеребцов вряд ли предполагал, что будет выходить из нее столь поспешно, но деньги понадобились ему, чтобы расплатиться с кредитами, взятыми на развитие "Нормы", учрежденной в 2004 г. Под этим брендом он планировал открыть примерно 160 магазинов, но корпоративный конфликт с Августом Мейером и кризис внесли свои коррективы. Возможно, добавило проблем и захватившее Олега Жеребцова новое затратное увлечение - парусный спорт.
Продав пакет в "Ленте", Олег Жеребцов инвестировал деньги в фармацевтику, учредив в октябре 2010 г. ООО "Гротекс", которое занимается разработкой жидких лекарственных форм, включая инфузионные растворы. Кроме того, он занимается благотворительной и общественной деятельностью. В 2007 г. Жеребцов наряду с графом Стефаном Толстым и Биргиттой Вестерберг основал благотворительный фонд помощи нуждающимся детям Петербурга "Солнце".