Петербургские продавцы бытовой техники сокращают площади магазинов, развивая онлайн-торговлю. Они спешат занять свою нишу в Интернете, где уже сейчас совершается более 20% продаж.
Рынок продаж бытовой техники и электроники через Интернет растет семимильными шагами. По итогам 2011 года доля этого сегмента достигла 11% от общего объема продаж бытовой техники и электроники в России, подсчитали INFOLine и Retailer Russia TOP-100 2012. "Показатели в Петербурге существенно выше среднероссийских за счет развитого потребления и сильных местных игроков в электронной коммерции - "Юлмарта" и "Закажи24", - утверждает Иван Федяков, гендиректор INFOLine. "По итогам первых 4 месяцев 2012 года товарооборот интернет-магазина "Телемакс" составил 8,3% от оборота всей сети, петербургские магазины через Интернет генерируют 22,2% продаж", - подтверждает Владимир Дорофеев, директор по маркетингу "Телемакса".
Преимущества интернет-торговли очевидны - низкие цены, максимально полный ассортимент, удобная доставка на дом. "В классической рознице в категории бытовой техники и электроники цены выше на 10-15%, потому что аренда коммерческих площадей не позволяет торговать с меньшей наценкой", - объясняет Иван Куц, директор по развитию электронного гипермаркета "Закажи24".
Однако сетевые ретейлеры не спешат сдавать позиции. На пять крупнейших сетей бытовой техники и электроники: "М.видео", "Эльдорадо", Media Markt, "Техносила", Domo - по итогам 2011 года приходится 40% российского рынка, в целом на современные форматы розничной торговли бытовой техникой и электроникой - более 80%, подсчитал INFOLine.
На фото: Россия, Санкт-Петербург. Магазин электорники "М.Видео" в ТК "Заневский каскад".
Почти все офлайн-ретейлеры давно заключили прямые контракты с производителями бытовой техники и получают товар по наиболее выгодной цене, отмечает Иван Федяков. Это позволяет традиционным торговцам сохранять маржу на уровне 20%.
Часть ретейлеров конкурируют по цене предложения, часть - по известности бренда. "В ценообразовании интернет-магазина мы ориентируемся на уровень цен по рынку, разница с офлайн-магазином может достигать 20-25% в отдельных товарных группах, по большей части ассортимента - порядка 12-15%", - признает Владимир Дорофеев из "Телемакса".
А вот в Media Markt не делают различий в цене предложения. "Одно из самых явных преимуществ, которое есть у онлайн-магазина, - это имя, которое выступает гарантом качества продукта и сервиса", - комментирует Анна Трофимова, глава PR-отдела Media Markt.
По экспертным данным, небольшие онлайн-магазины зачастую работают по серым схемам, предлагая нелегальный товар. Работа крупных ретейлеров прозрачна.
Наличие интернет-торговли позволяет экономить и на аренде - отказавшись от части площадей, ретейлер повышает эффективность бизнеса. Например, "Эльдорадо" отказалось от второго этажа помещения на Васильевском острове, при этом сохранив торговлю на первом этаже.
"М.видео" планирует развиваться в формате магазинов площадью 1 тыс. м2, вдвое меньше, чем раньше, при этом сохранив ассортимент в 20 тыс. наименований. Оптимизация площадей - это новая тенденция рынка сетей бытовой техники, которая будет только усиливаться, убежден Иван Федяков.
Сегмент онлайн-торговли будет только расти - в этом убеждены и традиционные ретейлеры, и онлайн-торговцы. "Интернет-торговля будет расти за счет проникновения Интернета в отдаленные регионы, а в Москве, Петербурге и других крупных городах - за счет покупателей старше 45 лет", - говорит Иван Куц. Бытовая техника и электроника удерживают первое место среди товаров, продающихся онлайн.
По экспертным оценкам, 30-40% от оборота электронной торговли приходится на технику. В общем объеме продаж электронного гипермаркета "Закажи24" на бытовую технику и электронику приходится 85%, наиболее популярны крупная бытовая техника, телевизоры. "Однако среди покупателей по-прежнему много тех, кого пугает обилие информации в Интернете. Таким покупателям хочется общения, участия со стороны продавца", - замечает замруководителя отдела Consumer Choices GfK Rus Наталья Моржова. По ее мнению, наибольший эффект получат те компании, которые смогут сочетать онлайн- и офлайн-предложение.