В конце февраля президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон 11-ФЗ, расширяющий возможности электронного обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Соответствующие поправки внесены в закон РФ "Об образовании" и закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".
Теперь электронное обучение и ДОТ будут применяться независимо от форм получения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. Новый закон впервые озвучил условия получения образования в полном объеме с применением электронного обучения.
Директор Института электронного обучения Санкт-Петербургского университета управления и экономики Анна Долгих называет этот документ долгожданным и говорит, что дальше надо ждать указанный в законе порядок применения электронного обучения, а также соответствующие лицензионные требования и условия.
"Возможность использования в образовательном процессе дистанционных технологий была определена приказом Минобрнауки РФ №137 от 6 мая 2005 года, - уточняет Николай Карпухин, декан факультета заочного обучения Международного банковского института. - Хотя изучать зарубежный опыт и внедрять электронные технологии в рамках системы дистанционного образования питерские вузы стали в конце 1990-х. Пионерами были Международный банковский институт, Политехнический университет, Северо-Западный медицинский университет им. И.И. Мечникова.
По мнению экспертов, закон, как это часто бывает с законодательными актами в России, недоработан. Конечно, документ несколько расширил возможности дальнейшего совершенствования и внедрения ДОТ в процесс образования, но он не определил дистанционное обучение как одну из форм образовательного процесса. Поэтому современные ДОТ могут и должны использоваться только в рамках существующих форм обучения: очной, очно-заочной, заочной и экстерната.
По мнению Николая Карпухина, в перспективе в систему высшего образования все более активно будут внедряться современные ДОТ, основанные на широком использовании элементов электронного обучения. Это, безусловно, потребует дальнейшего совершенствования законодательной базы, например, очевидно, что дистанционное обучение должно стать самостоятельной формой образования с выдачей документов государственного образца. Необходимо утвердить в образовательной деятельности нормативы времени, затрачиваемые преподавателями на разработку электронного учебно-методического комплекса, внедрение интерактивных методов. Вузы должны иметь право сами определять формы идентификации личности студента при сдаче аттестационных мероприятий (экзамены, зачеты).
"Новый закон "Об образовании", конечно, снимает какие-то препятствия для развития дистанционного образования, но никаких прорывов в этом направлении не произойдет. И не потому, что электронная инфраструктура развита слабо. Образование во все времена ассоциируется с физическим присутствием слушателя в аудитории, и ценность живого контакта с опытным преподавателем даже в наше виртуальное время будет только возрастать, - полагает директор по развитию и внешним связям ИМИСП Дмитрий Павлов. - Ведь образование, тем более постдипломное, - это не только новые знания и навыки, а еще и новые деловые связи".