Более 30 млрд рублей РЖД потратят на реконструкцию петербургских вокзалов. Среди них - тонущий в грунтовых водах Ладожский.
О планах реконструкции всех петербургских вокзалов глава филиала ОАО "РЖД" - Октябрьской железной дороги (ОЖД) Виктор Степов заявил еще осенью 2011 года. Однако до сих пор железнодорожники хранили в тайне стоимость работ и сроки их начала. Источник в ОЖД сообщил "ДП", что модернизация всех вокзалов обойдется более чем в 30 млрд рублей. Для сравнения: вся инвестпрограмма ОЖД на текущий год - около 50 млрд рублей. На реконструкцию РЖД направят как собственные, так и привлеченные средства, но пока не ясно, в каких пропорциях.
В ходе модернизации Московский, Финляндский, Балтийский и Витебский вокзалы должны превратиться в многофункциональные транспортные хабы, а главное - должны возрасти доходы каждого вокзала за счет расширения торговых площадей, строительства гостиниц и офисных помещений. Программа реконструкции затронет и самый молодой - Ладожский вокзал, который пытаются поглотить грунтовые воды.
По всем объектам проведены проектно-изыскательские работы и готовятся технико-экономические обоснования, которые должно утвердить столичное начальство РЖД на инвестиционном комитете. Усовершенствование вокзалов предполагается завершить к концу 2015 года.
На фото: Ладожский вокзал, будни Ладожский вокзал, будни
Самая дорогая (15 млрд рублей) и масштабная реконструкция ждет построенный 1,5 века назад Московский вокзал. К нему пристроят терминал высокоскоростной магистрали Петербург - Москва, организуют четыре подъезда (главный будет не с пл. Восстания, как сейчас, а с Обводного канала), построят подземный паркинг, заменят деревянные перекрытия железобетонными. "Исторический облик фасада, выходящего на пл. Восстания, сохранится", - уверяет начальник СевероЗападной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Владислав Покровов.
Железнодорожники планируют начать работы на Московском вокзале уже в конце 2012 года. "Этот вокзал нам нужен к 2015 году", - заявил заместитель начальника ОЖД Василий Голубцов.
Насколько гладко пойдет этот проект - предсказать сейчас сложно. Владислав Покровов отметил, что предложенный проект реконструкции исторического вокзала не одобряют некоторые члены петербургского правительства, опасаясь транспортного коллапса в районе пл. Восстания. Возможно, именно по этой причине в архитектурной мастерской "Студия 44" Никиты Явейна, идейного вдохновителя реконструкции, отказались комментировать проект до прохождения градсовета.
Второе место по дороговизне реконструкции (13 млрд рублей) занимает Финляндский вокзал. "Первый этап его реконструкции завершился с запуском скоростного поезда "Аллегро". Мы построили заново платформу", - отмечает Владислав Покровов. В дальнейшем к вокзалу планируется пристроить деловой центр, включающий гостиницу и офисы, и увеличить его площадь за счет возведения над путями трехэтажного сооружения. Работы планируется начать в I квартале 2013 года.
Менее грандиозные проекты перестройки (общей стоимостью около 5 млрд рублей) ожидают Балтийский и Витебский вокзалы. Проект совершенствования Балтийского предусматривает строительство терминала "Аэроэкспресс", откуда с конца 2014 года начнут отправляться электропоезда в аэропорт Пулково.
Наименьшей перестройке подвергнется Витебский вокзал: здесь будет возведен лишь навес между станцией метро "Пушкинская" и зданием вокзала.
Особняком стоит Ладожский вокзал, введенный в 2003 году. "Главная проблема этого вокзала в том, что он построен на подводной реке. Отсюда уже все остальные: весной движение грунтов, трескаются платформы, полы. И если раньше мы считали, что, создав второе водопонижение, мы решим проблему, то сейчас выясняется, что не решим", - объясняет Владислав Покровов.
С 2011 года комплексным обследованием здания занимается ОАО "Ленгипротранс", входящее в ОАО "Росжелдорпроект". "Проблема есть, но о реконструкции вокзала речь не идет. Необходимо выполнить работы по отводу грунтовых вод, сделать гидроизоляцию здания, систему дренирования", - объясняет руководитель проектного офиса "Росжелдорпроекта" по Северо-Западу Александр Шабасов.
Проект Ладожского вокзала готовила "Студия 44". Главный архитектор этого проекта Лев Герштейн сообщил "ДП", что во время подготовки к проекту никаких заключений о том, что в этом месте вокзал строить нельзя, не было.
На условиях анонимности несколько специалистов, опрошенных "ДП", сообщили, что причина гидрологических проблем - спешная подготовка Петербурга к 300-летию: строители просто не выполнили ряд работ, необходимых для надежной защиты здания от грунтовых вод.
Возводило вокзал ЗАО "БСК-Санкт-Петербург", одним из основных собственников которого, согласно СПАРК, числится российский бизнесмен, крупнейший совладелец и председатель совета директоров банка "Россия" Юрий Ковальчук, считающийся другом президента РФ Владимира Путина. Другой крупный акционер - Игорь Найвальт, председатель совета управляющих ФПГ "Балтийская строительная компания" (крупный подрядчик РЖД). Получить комментарий у застройщика не удалось.