Эксперты оценивают объем российского рынка кредитов на отдых в 150–300 млрд рублей.
Этот рынок сезонен, основная доля кредитов на путешествия приходится на лето. "Начиная с мая спрос сильно возрастает", — констатирует Галина Ванчикова, председатель правления банка "СИАБ". Основные продажи кредитов на отдых стартуют в марте, а пик выдач приходится на май–август, вторит ей начальник управления развития новых отраслевых сегментов банка "Хоум Кредит" Дмитрий Блинов.
"Ежегодно объем кредитов, взятых в банке населением на путешествия, растет в 2 раза. В топе популярных направлений остаются Египет и Турция", — говорит Дмитрий Блинов. Он оценивает рынок кредитования отдыха в 1,5% от продаж турпутевок по стране. По оценке Александра Конышкова, директора регионального центра "Северо–Западный" ЗАО "Райффайзенбанк", на кредитование туризма весной может приходиться 5–10% от общего объема выданных потребительских кредитов.
Мария Кальварская, начальник отдела анализа ЗАО "ТКБ "Капитал", оценивает российский рынок потребительского кредитования (потребкредиты и карточные кредиты) в 3 трлн рублей. Таким образом, объем рынка кредитов на туризм может составлять 150–300 млрд рублей по России.
В турбизнесе оценить этот рынок не берутся. "Туристы приходят с наличными деньгами, и непонятно, кредитные они или нет", — говорит специалист турфирмы "Нева", попросивший не называть имени в печати. По его словам, банки не делают интересных предложений турфирмам для сотрудничества по кредитованию туристов. Так, раньше турфирма сотрудничала с банком, который предлагал кредиты от 90 тыс. рублей, что превышает потребности туристов, многие из которых путешествуют за 20–30 тыс. рублей.
Ежемесячно портфель потребкредитов весной растет на 50% по сравнению с предыдущим месяцем, рассказывает Иван Пятков, директор департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка.
“
В отдельное направление кредитование путешествий банк не выделяет: нет смысла, потому как считать эти кредиты отдельно неудобно. Банк делает упор на потребительское кредитование, куда входят и кредиты на туризм.
Всплеск по потребкредитованию традиционно приходится на май-июль. Сотрудники проверяют по скоринговой системе заемщиков и в случае положительного решения выдают деньги на отдых. Как правило, это кредиты сроком на год, по ставке 20% годовых. С турфирмами банкам сотрудничать довольно рискованно. Сейчас многие путешествуют самостоятельно: берут билеты, бронируют отели - поэтому нам предпочтительнее кредитовать напрямую заемщика, а не через турфирму.
Игорь Кирилловых
Председатель правления Балтинвестбанка
По популярности потребкредитование выходит в марте–мае на первое место. В частности, это происходит благодаря кредитованию отпусков клиентов, полагает банкир. Так, банк даже выделил отдельное направление - "Кредитные каникулы": клиенты, добросовестно погашающие кредит с сентября, могут отложить выплаты на 2 месяца, а высвободившиеся средства потратить на путешествие, говорит Иван Пятков. Спрос на услугу активизировался весной. По словам эксперта, сумма кредита на отдых обычно не превышает 150 тыс. рублей.
СИАБ начал кобрендинговую программу с сетью "Интурист магазин путешествий". Турфирма выступает агентом банка, который по агентской схеме предлагает клиентам оформить кредит. У банка "Нордеа" также есть отдельная программа по кредитованию туризма — "Нордеа Вояж", по которой клиенты могут оформить кредит в банке или у партнера–турфирмы. Ставки по таким кредитам — 17–19% годовых в рублях, 11,5–13,5% в валюте.
Банки стимулируют кредитование туризма, предлагая карточные продукты. Татьяна Степаненко, начальник управления методологии и оптимизации розничных бизнес–процессов банка "Нордеа", рассказывает, что заемщик может получить карту с лимитом овердрафта, по которой турфирмы–партнеры предоставляют скидки. Райффайзенбанк предлагает путешественникам кредитную карту Raiffeisen Travel Card. "Продукт был введен полгода назад, а мы эмитировали уже более 10 тыс. карт", — говорит Александр Конышков.
Ситибанк
предлагает кредитную карту Miles & More. Оплачивая товары и услуги, клиент получает мили, которые потом может потратить для оплаты авиабилетов авиакомпании Lufthansa и в магазинах — партнерах Ситибанка.
"Поскольку сейчас многие предпочитают путешествовать самостоятельно, приобретая билеты и бронируя отели, то турфирмы отмечают падение спроса на их услуги примерно на 20%", — говорит Александр Конышков. Впрочем, это лишь перераспределение рынка: отказавшись от услуг турфирм, население покупает билеты и отели в Интернете, расплачиваясь кредитной картой, считает банкир.