23:1212 мая 201223:12
69просмотров
23:1212 мая 2012
Сторонники оппозиции считают, что на Чистых прудах можно увидеть будущее российское гражданское общество в миниатюре. Оппоненты говорят, что у протестующих нет ни целей, ни авторитетов, и интересуются они только собой. Истина, как всегда, посредине.
Протестный лагерь на Чистых прудах в Москве существует уже неделю. Оппозиция перешла к этой форме протеста сразу после Марша миллионов, который состоялся 6 мая, и инаугурации президента Путина 7 мая, которая сопровождалась многочисленными небольшими протестными акциями в центре столицы.
Лагерь существует организованно: оппозиционеры сами скидываются себе на еду, сами ее готовят и раздают, сами за собой убирают и следят за порядком, сами придумывают себе различные развлечения от лекций и политических диспутов до игр в мафию, шахматы и волейбол.
Лагерь является очевидно протестным пространством, однако формально здесь не нарушаются никакие законы: это не массовая акция, потому что нет ни лозунгов, ни плакатов, и также нет нарушений правопорядка. Формально на Чистопрудном бульваре просто затянулись народные гуляния.
Ночью в лагере остаются несколько сотен человек, которые общаются между собой, играют в интеллектуальные игры, негромко поют песни и разговаривают о политике. Днем и особенно вечером Чистопрудный бульвар становится "модным московским местом", через которое проходят много тысяч человек (большинство приходит на пару часов), глазеют, общаются и продолжают вечер в одном из близлежащих кафе.
Лагерь задуман как постоянная форма протеста: оппозиционеры говорят, что прекратят уличные акции только после того, как действующая власть, которую они считают нелегитимной в силу массовых фальсификаций на парламентских и президентских выборах, пойдет на переговоры и объявит перевыборы.
У протестующих есть негласная договоренность с московскими властями: пока оппозиционеры не нарушают закон и не переходят к более активным формам протеста, акция не пресекается. Хотя это может измениться в любой момент. Полиция в сквере присутствует, но ее немного и в ситуацию они не смешивается. Государственное телевидение и молодежные прокремлевские организации выступают с критическими заявлениями, но к серьезным действиям тоже не переходят.
Средний возраст участника чистопрудной акции – около тридцати лет, в основном это люди свободных и творческих профессий, а также студенты. Молодых людей больше, чем девушек, но ненамного.
Идеологического единства у протестующих нет, но нет и противостояния, хотя споры ведутся постоянно. Больше всего здесь сторонников либеральной картины мира, а также левых различной степени радикальности.
Акция по сути носит не чисто политический, а скорее гражданский характер. Собравшиеся здесь недовольны не персонально Путиным или "Единой Россией" – разногласия лежат не в политической плоскости, а в мировоззренческой. Это – люди другого поколения, которые хотят видеть другую власть и более или менее уверены, что у них получится этого добиться.
Собравшиеся здесь молодые люди не испытывают никакого пиетета к действующей власти и вообще к понятию "власть" и самым очевидным образом ее не боятся. Об этом, в частности, свидетельствует один из призывов Алексея Навального приходить на митинг: здесь, мол, не страшно, а весело, худшее, что может случиться – это автозак, но и это – не страшно, а весело.
Сюда приходят скорее общаться и проводить время, протест – это интонация, но не единственная и не главная цель. Эта акция пользуется такой популярностью именно потому, что позволяет некоторое время пожить в другом пространстве, не идя на прямой конфликт с властью.
Отсюда – игры, песни, споры и общение, которые занимают куда больше времени и пространства, чем политическая агитация. Оппозицию больше интересуют не споры с властью, а возможность жить иначе – как минимум независимо от действующей власти, как максимум при другой, более им симпатичной власти.
Отношение к действующей власти у участников акции можно определить как презрительно-ироническое. О ботоксе и Чурове здесь можно услышать гораздо чаще, чем о каких-то политических или экономических решениях.
С одной стороны, действующая власть воспринимается как некая проблема и некий враг. С другой стороны, речь не идет об отчуждении власти как таковой от общества: участники акции считают, что власть должна быть другой, более адекватной, отвечающей на их запросы, а не решающей что-то за них.
Один из ключевых аспектов акции – способность ее участников к самоорганизации. Каждый первый носит с собой то или иное электронное устройство, каждый второй пишет в твиттер или читает его. Поэтому можно обходиться и без лидеров (Навальный и Удальцов по-прежнему под стражей), и без формальных организаторов.
Отличается и сама роль лидера – и к Навальному, и к Удальцову здесь отношение особенное, но никто из них не лидер в том смысле, в котором Путин – лидер "Единой России". Этим людям не нужен вождь, если кто им и нужен, то всего лишь организатор или как максимум некий авторитет.
Вообще собравшиеся на Чистых прудах – в значительной степени индивидуалисты. Они готовы участвовать в массовых акциях или вносить свой вклад в организацию лагеря – но, делая все это, они остаются одиночками. Это люди немассовые, временно объединившиеся, но даже объединившись, остающиеся индивидуалистами. В этом смысле их картина мира почти предельно либеральна, ее лозунг - жить как считаешь нужным, не мешая другим.
Протестовать в Москве, как отчасти и в Петербурге, в молодежных кругах считается почти модным, симпатии к действующей власти – очень редкое явление. Оппоненты протестующих говорят, что все дело только в этом, что это – мода, которая пройдет. Сами протестующие считают, что это ключевой показатель, потому что он дает понять, за кем будущее.
Протест при этом воспринимается как явление вполне естественное, удивление вызывает как раз отсутствие таких настроений. Эти настроения могут выражаться по-разному, и далеко не все ходят на митинги (и даже на Чистые пруды), но такие настроения, тем не менее, есть.
Есть искать какой-то общий идеологический знаменатель участников акции, то это будет недовольство действующей властью и уверенность в ее нелегитимности. Дело, опять-таки, не столько в персоналиях, сколько в мировоззрении. Оппозиционеры считают, что определять собственное будущее должны они сами, что лидеры являются лидерами только до определенной степени и что авторитет – дело тоже очень небезусловное.