Wi-Fi: бесплатный vs. платный

Автор фото: Global Look Press

Надежды на Wi-Fi как на источник доходов операторов связи постепенно угасают. Отчасти в этом "виноваты" сети 3G.

Сегодня W-Fi - такая же обыденная вещь, как банкоматы на каждом шагу, говорит Алексей Семенов, генеральный директор "Ай Би Менеджмент", управляющий БЦ "Антарес", "Радуга" и др. Однако, несмотря на это достижение, надежды на Wi-Fi как на источник доходов операторов связи постепенно угасают. Хорошее представление о внедрении Wi-Fi дает история одного проекта оператора Golden Telecom. В 2007 году он вложил в строительство сети в Москве $10 млн. Компания создала, по заверениям ее топ-менеджеров, "крупнейшую сеть Wi-Fi в Европе" и планировала за 3 года набрать 300-400 тыс. пользователей. Но за год с лишним подключилось менее 94 тыс. пользователей, и инициаторы проекта (компанию к тому времени купил "ВымпелКом") перестали ждать роста базы. Было принято решение заморозить развитие сети, оставив ее только в местах общественного пользования: кафе, аэропортах, культурных центрах и т.п.
Сейчас операторы нередко организовывают точки доступа Wi-Fi бесплатно, в качестве саморекламы. Например, провайдер Interzet предлагает сделать Wi-Fi-зоны в любых заведениях Петербурга, расположенных в бизнес-центрах: в кафе, ресторанах, банках, салонах красоты и т.д. В то же время коммерческий директор "Северен Телекома" Антон Виноградов отмечает, что его компания не делает Wi-Fi зоны в общественных зонах бизнес-центров, чтобы не создавать конкуренцию своим собственным услугам по проводным каналам: отдельные арендаторы могут поймать такую сеть и пользоваться ею. А вот в "Смарт Телекоме" уверяют, что защититься от недобросовестных арендодателей всегда можно с помощью технических средств. Генеральный директор оператора "Комфортел" Дмитрий Петров полагает, что воровство трафика в такой ситуации, скорее, надуманная проблема, так как серьезный арендатор пользоваться бесплатным Wi-Fi не будет: его качество часто нестабильное.
Иногда затраты по созданию зон Wi-Fi в общественных местах берет на себя управляющая компания бизнес-центра, которая, в свою очередь вкладывает это в стоимость аренды. "Мы должны предоставлять арендаторам услуги по принципу "все включено", в том числе и бесплатный Wi-Fi для посетителей в общественных зонах. В частности, в конференц-залах", - считает Алексей Семенов. Как заверяют участники рынка связи, в таких случаях обычно услуги Wi-Fi представляет наиболее близкий к управляющей компании оператор. Алексей Семенов возражает: управляющая компания выбирает того оператора, который предложит наилучшие условия.
Зато директор ООО "Менеджмент компания БФА" Ольга Мицеловская говорит, что в управляемых компанией бизнес-центрах точки доступа Wi-Fi устанавливают только сами арендаторы. "В холле Wi-Fi не нужен, потому что там никто долго не задерживается, - отмечает она. - Есть Wi-Fi в ресторане: для посетителей он бесплатный, так как платит ресторан".
В целом же о Wi-Fi как о серьезном источнике доходов можно забыть, говорят эксперты. Отчасти в этой ситуации "виноваты" сети 3G, отчасти - особенности самой технологии. "Строить большую сеть Wi-Fi экономически невыгодно, так как радиус действия одной точки доступа - всего 100 м, - уточняет Дмитрий Петров. - Владельцы общественных заведений обычно относятся к Wi-Fi как к дополнительной услуге, завлекающей посетителей, и сами не собираются зарабатывать на абонентах".