Алишер Усманов собирает активы в холдинг

Самый богатый россиянин - Алишер Усманов, личное состояние которого Forbes оценивает в $18 млрд, а Bloomberg - в $20 млрд, объединяет активы с деловыми партнерами в USM Holding. Эксперты считают, что речь может идти о подготовке к продаже.

В интервью журналу Forbes Алишер Усманов заявил, что консолидирует активы с партнерами Андреем Скочем и Фархадом Мошири под эгидой USM Holding. "Мы сейчас находимся в процессе консолидации всех активов. Мои партнеры могут войти во все активы по цене затрат, если захотят", - сообщил он. В качестве аналогии Алишер Усманов приводит опыт АФК "Система" Владимира Евтушенкова.
Уже известно, что 50% долей в USM Holding будут находиться у Алишера Усманова, 30% – у фонда "Поколение" Андрея Скоча и 10% – у председателя совета директоров УК "Металлоинвест" Фархада Мошири, которого СМИ называют "правой рукой" Усманова. Еще 10% планируется зарезервировать "для менеджмента".
Аналитик ИК "Грандис Капитал" Андрей Кучеров считает, что речь может идти о подготовке части активов к продаже – как по частям, так и полностью.
Андрей Кучеров: "Когда вы укрупняете компании, сводите их в один холдинг, вы можете потом этот холдинг продать одним куском. Но, как правило, только часть выводится на биржу. У Алишера Усманова есть ГОКи (горно-обогатительные комбинаты – ред.) – если эти активы вы сводите в один, "причесываете" через консолидированную финансовую отчетность и через некоторое время продаете через IPO, то можете из бизнеса красиво выйти. Потому что маленькие компании вне холдинга продать, как правило, сложно.
Dp.ru: Декларируемые намерения не всегда осуществляются. Вот Усманов говорит, что хочет "уйти на пенсию"...
Андрей Кучеров: Люди не вечны. А бизнес – достаточно трудозатратное дело. Если посмотреть вообще по металлургии - многие перестают быть генеральными директорами, становятся председателями советов директоров. Иногда люди просто хотят привлечь деньги и заниматься чем-то другим.
Dp.ru: Чем еще может заняться Алишер Усманов?
Андрей Кучеров: Алишер Усманов фигура не такая уж публичная (некоторые считают, что начавший сколачивать капитал в 1980-х с производства и продажи полиэтиленовых пакетов бизнесмен, в действительности, тесно связан с политиками – ред.). Активы целого ряда его компаний не являются публичными в общепринятом смысле. Приведу пример. Есть такая "Кузбасская топливная компания" – они консолидировали все активы, часть продали на бирже, и владелец КТК объяснял, что есть идея развития горнолыжных курортов в районе Кемерово. В любом случае – консолидация активов – это предварительный шаг, чтобы их выгодно продать. Причем одним лотом, потому что это легче, чем по частям. Причешут активы, сделают отчетность за несколько лет, чтобы показать динамику, проведут "роад-шоу". Скорее всего, продаваться будет не все, а какая-то доля.
Dp.ru: За сколько приблизительно?
Андрей Кучеров: Оценить сложно, но понятно, что речь идет не об одном-двух, а о десятках миллиардов долларов. Там очень большая добыча железной руды...
Dp.ru: А зечем "непубличному" человеку (хотя Усманов - человек очень даже публичный) все это афишировать?  
Андрей Кучеров: Публичность служит рекламой и определенной защитой от рейдерских атак, я имею в виду не только криминальные структуры. "Михайловский" тот же ГОК – кто его знает? Мы все помним пример ЮКОСа... На любом форуме Давоса нашим властным структурам его припоминают.
Dp.ru: В российском "бизнесе", ни для кого не секрет, все решается не столько на уровне СМИ, общественного мнения, какой-то публичности, а "по понятиям".
Андрей Кучеров: Такие примеры, конечно, тоже есть. Например, недавно один миноритарий – владелец менее 0,001 доли в ММК (Магнитогорский металлургический комбинат – ред.) смог заблокировать сделку на полмиллиарда долларов. Суд внес обеспечительные меры. Понятно, что за этим человеком стоит кто-то достаточно серьезный. Но публичность в известной мере служит подстраховкой. Тут еще один момент – где регистрировать холдинг. ЕВРАЗ например перерегистрировался по лондонскому праву (ЕВРАЗ является одной из крупнейших в мире вертикально-интегрированных металлургических и горнодобывающих компаний – ред.). "Полиметалл" тоже.
Dp.ru: А в данном случае это возможно?
Андрей Кучеров: Почему бы и нет. Другое дело, разрешат - не разрешат. Это дело такое. Вмешается Комиссия по стратегическим инвестициям... У ОАО "Полюс Золото" сейчас такая как раз проблема. До сих пор не решена проблема регистрации за рубежом. Когда компания попадает под защиту лондонского арбитража, то все претензии решаются через лондонский арбитраж и со стороны госструктур не считаться с ним – это серьезный риск. Кстати именно поэтому USM Holding может собирать всех под одной крышей. Хорошо продаются компании с "лондонской пропиской". ГОКи – у них тоже могут быть в этом плане проблемы.
Dp.ru: Алишер Усманов вряд ли может опасаться таких проблем.
Андрей Кучеров: Может быть все. Хотя, скорее всего, речь действительно идет о подготовке к продаже. И как я уже говорил – продать пакет единого холдинга легче, чем продавать какие-то активы по отдельности. Кстати если взять российскую черную металлургию в целом – там много немолодых управленцев. Скорее всего, они будут продавать эти активы. Операционная деятельность требует слишком много энергии.
Справка:
Алишер Усманов. Родился 9 сентября 1953 год, Чуст, Наманганская область, УзССР, СССР. Первые деньги, по версии Forbes, заработал в конце 1980-х на "производстве и продаже пластиковых пакетов", договорившись с директором одной из фабрик в Подмосковье. Вложив в 2009 году около $1 млрд в акции Facebook, Groupon и Zynga, стал всемирно известным инвестором. Женат на Ирине Винер, президенте Всероссийской федерации художественной гимнастики. Президент Международной федерации фехтования. Акционер лондонского футбольного клуба Arsenal (около 30% с партнером Фархадом Мошири). Владеет яхтой Dilbar (названа по имени матери): 2008 год, верфь Lrssen, длина - 110 м, скорость - 22 узла.