Интернет–предприниматель Мирослав Сарбаев, в 2008 году запустивший сетевое сообщество Kroogi, где каждый платит за музыку, фотографии и тексты сколько сочтет нужным, настаивает, что его проект до сих пор является стартапом.
Мирослав Сарбаев уже более 20 лет назад переехал в США, он магистр в области ядерной физики, в прошлом журналист и технический директор всемирно известного портала для обмена файлами Napster, живет между Сан–Франциско и Москвой.
Идея создать портал Kroogi.com родилась из обломков Napster, который в 2001 году закрыли по причине конфликтов с профсоюзом музыкантов, связанных с нарушениями авторских прав.
"Создавая Kroogi, мы нашли изящное решение проблемы монетизации контента — музыкального, визуального и текстового. Физические носители практически перестали существовать, в Интернете можно скачать что угодно, причем бесплатно. На Kroogi.com весь контент легальный, правообладатель сам его размещает. Пользователи вольны платить сколько считают нужным", — объясняет Мирослав.
Музыкант, фотограф или писатель может создать себе страничку на портале и поделиться своим творчеством с пользователями. Модель монетизации построена на том, что фанаты сами захотят поддержать своих любимцев и не станут этот контент воровать, а все–таки за него заплатят. Так, по статистике, каждый пятый пользователь платит по $3.
Большей популярностью пользуются музыка и книги. "Это такое своеобразное интернет–издательство, сегодня трудно найти деньги на выпуск книги, а тут можно не только поделиться ею, но и заработать на тех, кто ее прочитал", — рассказывает Мирослав.
Что касается музыкального контента, то на портале музыканты выкладывают целые альбомы. Автор сам заводит страницу, подтверждает правообладание. Среди популярных в России музыкантов на Kroogi.com можно найти страницы Нино Катамадзе, Ольги Арефьевой, Паши Чехова, групп "Аквариум", "Обе Две", Pur:Pur. У группы "Зорги", созданной Евгением Федоровым, бывшим участником Tequilajazzz, на Kroogi.com получилось собрать порядка $10 тыс. на новый альбом, украинская команда Flёur собрала $16 тыс.
Портал получает 15% от собранных средств, транзакционная часть оборота может меняться от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов в день. Рекламы на сайте пока нет, однако совсем отказываться от этого инструмента Мирослав не планирует — пока это вопрос времени.
Несмотря на внушающие цифры оборота, проект еще не вышел на самоокупаемость.
"Kroogi.com — это стартап, пока большая часть прибыли идет на развитие. Если бы мы прекратили это делать, портал бы вышел в плюс в один день", — комментирует Мирослав.
"Kroogi — яркий пример того, как идеализм разбивается о реалии. Действительно, очень правильная и простая мысль: любишь исполнителя — помоги материально, сколько хочешь. С мира по нитке — музыканту на новый альбом. Прекрасные примеры, например Radiohead, у всех перед глазами. Но на практике это не работает, — комментирует музыкант Паша Чехов. — Если говорить про деньги, то их могут получить только состоявшиеся звезды. Начинающим исполнителям рассчитывать не на что. Регистрация на сайте тоже непроста — нужно иметь американский аккаунт PayPal. К сожалению, несмотря на всю симпатию к проекту, должен сказать, что мне он не помог. Я вообще против бесплатных скачиваний и надеюсь, что все эти mp3–проблемы уйдут, когда уйдет mp3".