В четверг представители Москвы и Минска должны обсудить условия возобновления авиасообщения между Россией и Белоруссией. За день до этого национальный перевозчик "Белавиа" заявил, что не хочет "назад в СССР". Эксперты считают, что спор авиаторов — только верхушка айсберга.
Вечером во вторник информационные агентства распространили информацию о том, что НАК "Белавиа" не собирается идти на уступки Москве в вопросе свободы доступа российских авиакомпаний на белорусский рынок. Генеральный директор "Белавиа" Игорь Чергинец, в частности, выразил опасения, что ситуация, наблюдавшаяся в СССР, "когда белорусу для того, чтоб выехать за рубеж, нужно было путешествовать через Москву", может повториться.
Ранее "Белавиа" и Росавиация достигли паритетной договоренности — ежедневно совершать сначала по три, а потом по четыре рейса между Минском и Москвой. После этого российская сторона стала добиваться разрешения выполнять в определенные дни по пять рейсов.
Чтобы сохранить паритет, "Белта" также должна была увеличить количество рейсов на Москву, но, как заявил Игорь Чергинец, наполняемость бортов на таких рейсах уже сегодня не превышает 55% и дополнительные рейсы будут невыгодными.
Международники называют ситуацию отражением "высоких политических разборок". "Аргумент, что российские компании как–то вытесняют с рынка белорусские, непонятен. Я не следил за движением Москва — Минск, но по другим направлениям, из петербургского, в частности, аэропорта, летают как российские компании, так и представляющие страну, куда они летят. В Италию, в Германию, в другие места. Это совершенно нормальная практика. Трудно представить, что именно на белорусском направлении возникли какие–то особые условия", — делится мнением петербургский политолог Дмитрий Травин.
Читайте также:
Back in USSR
По мнению эксперта, сейчас власти России и Белоруссии ведут торг по более общим вопросам, чем авиаперевозки. "Торг между Кремлем и Лукашенко идет постоянно. По "Белтрансгазу", по ценам на нефть и газ. В Белоруссии была заявлена большая программма приватизации, без которой им не обойтись. И вот кто будет участвовать в приватизации — вопрос. Возможно, речь идет о создании преференций для России. Насколько известно, Владимир Путин очень серьезно относится к таким вещам и готов на международном уровне отстаивать интересы конкретных, крупных российских компаний".
В то же время ситуация с пересечением границы Белоруссии — не только по воздуху, но и по железной дороге — действительно складывается нестандартная. Так, в ночь со вторника на среду на станции Орша с поезда № 2 Минск — Москва были сняты три деятеля белорусской оппозиции. Как сообщил один из задержанных — координатор движения "Европейская Беларусь" Александр Отрощенков, им инкриминировали мелкое хулиганство.
Александр Отрощенков также сообщил, что оппозиционеры направлялись через Москву в Брюссель на встречу с представителями Еврокомиссии. Незадолго до этого президент Белоруссии Александр Лукашенкозаявил об ограничении выезда из страны для представителей местной оппозиции. Это стало ответом "последнего европейского диктатора" на ограничение въезда для граждан Белоруссии в ЕС.
"Лукашенко много лет пытается делать невозможное, и ему, как ни странно, это удается лучше, чем можно было ожидать. Маленькая, слабая страна не имеющая особых ресурсов, балансирует между Россией и Западом, получая поддержку в основном от России. Лукашенко — мастер таких манипуляций. Понятно, что нельзя вести их бесконечно, но то, как долго он ухитрялся подкармливать свой народ за счет российского налогоплательщика, — уникальный талант", — резюмирует Дмитрий Травин.
Конфликт авиаперевозчиков оказался в центре внимания в минувший понедельник: Росавиация отозвала разрешение на полеты "Белавиа" в Россию, в ответ на что белорусские авационные власти отозвали разрешение на выполнение регулярных рейсов у всех российских компаний. Спустя некоторое время сообщение было "временно восстановлено".