Василий Мунтян (29 лет) в 2009 году в Ижевске запустил производство рубашек, заказать которые можно через Интернет, самостоятельно сняв с себя мерки. За 3 года работы было изготовлено 19 тыс. рубашек для клиентов из 18 стран мира.
Идея создать компанию "Рубашка–на–заказ" появилась, когда Василий стал активным пользователем аналогичного европейского сервиса. В России эта ниша была абсолютно свободна, так что реализация проекта не заставила себя долго ждать.
В первую очередь нужно было набрать штат программистов и дизайнеров, конструкторов одежды, оборудовать свой производственный цех, на это ушло 6 месяцев и 7 млн рублей. Проинвестировать проект согласился частный инвестор. Запуск состоялся в феврале 2009 года. "Человек самостоятельно снимает с себя мерки и оформляет заказ, по полученным данным специальная компьютерная программа формирует лекало, которое распечатывается и поступает в цех, где и изготовляются сорочки", — объясняет Василий.
Заказчик сам выбирает ткань и фасон рубашки, время изготовления с момента оформления заказа — неделя.
Несмотря на то что идея подкупает новизной и удобством, российские пользователи отнеслись к ней скептически. Заказывать через Интернет у нас пока побаиваются, тем более оплачивать картой. Еще одним препятствием стал вопрос доставки заказа: "Почта России" везет долгожданную рубашку из Ижевска почти месяц, а платить 1,5 тыс. рублей за услуги DHL соглашаются единицы.
С момента основания компании в проект вложили еще 8 млн рублей — на рекламу и производственные доработки. Выпускали специальные буклеты, скидочные купоны. Это помогало не сильно. Больше всего сервис стал популярен в Москве и Петербурге — 60% заказов, постоянных клиентов порядка 3 тыс. На сегодня изготовлено 19 тыс. рубашек. Ограничений по региону доставки нет, в 2010 году сайт специально был переведен на английский язык.
Несмотря на все усилия, компания так и не вышла на самоокупаемость, для этого необходимо получать 2 тыс. заказов в месяц, пока же в среднем ежемесячно получается порядка 500. Так что Василий, ориентируясь на привычки потребителя, решил, что идею надо переносить в офлайн. Поэтому теперь он собирается развивать партнерство с шоу–румами и дизайнерскими магазинами, где с клиента будут снимать мерки портные и таким же образом через Интернет оформлять заказ на рубашку. Так можно решить проблемы непростой организации сайта, недоверия к платежным системам и сложностей с самостоятельным снятием мерок.
На аналогичном британском сайте itailor.co.uk рубашка в среднем обойдется в 25 евро. Это почти в 3 раза дешевле, чем в компании "Рубашка–на–заказ". Василий объясняет высокую стоимость рубашек небольшим спросом. А вот время ожидания заказа из Европы такое же — 5–6 недель. itailor.co.uk представлен на 11 языках, включая русский. Европейцы более склонны совершать покупки через Интернет, так что и спрос на подобную услугу значительно выше.
"Шить рубашки по индивидуальным меркам — идея хорошая: те сорочки, которые сегодня предлагают на массмаркете, сделаны по усредненным меркам, очень сложно подобрать то, что будет хорошо сидеть, ведь фигура у каждого индивидуальна. Хотя снимать мерки самостоятельно, мне кажется, достаточно сложно, есть большая вероятность погрешности, — рассказывает Наташа Мелентьева, молодой дизайнер, автор марки Cat's Production. — Недавно я шила платье для клиентки из Парижа, мерки снимал ее муж, платье ей переслали, а вот размер оказался слишком маленький. Поэтому сотрудничество с шоу–румами и ателье в этой ситуации, на мой взгляд, оптимальный вариант".