Президент УК "Морской фасад" Серик Жусупов рассказал "ДП" о планах развития петербургского пассажирского порта.
Насколько по плану возрастет количество пассажиров и судозаходов в 2012 году?
- По предварительным заявкам судовладельцев, в этом году 315 судов зайдет в Петербург. Из них 210 судов зайдут в "Морской фасад" и около 105 судов - на причалы Морского вокзала и набережные. Значительную часть этих судов мы можем принять. Сейчас мы ведем переговоры с судоходными линиями, с морской администрацией, с агентами о возможности переключения части судозаходов с причалов Морского вокзала и набережных. У нас несравненно лучше условия для обслуживания и судов, и пассажиров, особенно если сравнивать с Морским вокзалом. Пока мы принимаем 60% всех круизных пассажиров, прибывающих в Петербург, но в планах довести нашу долю до 90%. В 2011 году совет директоров порта одобрил перспективный план развития до 2020 года. Согласно плану среднегодовой прирост пассажиропотока будет составлять около 10%. И достигнет к 2020 году 1,7 млн человек.
Какие новые операторы могут появиться у вас в этом году?
- У нас представлены все имеющиеся на Балтике круизные линии. Если говорить о новых паромных операторах, то в этом году они вряд ли появятся. Они могут прийти в 2013 году. Либо St. Peter Line не обанкротится, выйдет из кризиса и поставит дополнительные пароходы и откроет новые линии.
Читайте также:
В Петербурге открыли Мичманскую улицу
За счет чего порт собирается наращивать приток круизных пассажиров?
- Линии на Балтике могут привлечь больше пассажиров, сейчас, в условиях кризиса, более популярными становятся региональные круизы. С одной стороны, это очень комфортабельный вид путешествия, с другой - он дешевле, чем кругосветные путешествия или круизы вокруг Европы. Так что пассажиропоток на существующих круизных линиях на Балтике будет расти.
Доходность паромных и круизных линий формируется не только за счет продажи билетов, более 30% доходов линии - это доходы от прочих услуг, которые оказываются на борту судна: развлекательные услуги, рестораны, бары, казино, беспошлинная торговля. Существенный доход операторы получают от продажи экскурсий. Огромное преимущество Петербурга в том, что здесь много объектов, которые можно посмотреть, не говоря уже о пригородах. Другое наше преимущество, которое привлекает операторов, - это экономия на топливе, в России оно на 40% дешевле, чем в Европе.
Появится ли круглогодичный паромный оператор? Компания St. Peter Line готова работать в вашем
порту, если ей позволят выгружать грузы, иначе невыгодно.
- В порту "Морской фасад" созданы все условия для круглогодичного приема паромов. Проблемы убыточности линий St. Peter Line в зимний период, на наш взгляд, следует решать внутри компании, более тщательно проанализировав политику управления и результаты деятельности оператора и определив те критические моменты, которые создали убыточность.
Действия, которые сегодня предпринимает St. Peter Line, похожи на попытку спасти свой бизнес за счет успешно работающего нашего предприятия, доказавшего свою эффективность. Наше предприятие является полностью рентабельным. У нас нет и дебиторской задолженности. В прошлом году управляющая компания по указанию города перевела на социальные нужды города 850 млн рублей, также перечислила налоги на сумму более 100 млн рублей.
Для начала St. Peter Line хочет перевозить пассажиров и грузы через ваш современный порт…
- Мы заинтересованы в том, чтобы максимально использовать возможности порта, но должны реально оценивать текущую ситуацию и делать трезвые прогнозы. Во-первых, порт строился исключительно как пассажирский и все показатели рентабельности при проектировании порта также основывались исключительно в расчете на прием пассажирских судов. Во-вторых, есть собственник порта - правительство Петербурга.
Перевозка грузов выгодна не только паромным линиям, но и порту и его собственнику, поскольку
позволит быстрее окупить объект…
- Это заблуждение. Наша практика работы с паромными линиями (работающими на грани рентабельности) показывает, что они выторговывают у нас такие низкие тарифы, что порт практически ничего не зарабатывает. Хотя любое увеличение объема услуг позитивно скажется на выручке порта, да и наличие паромных линий - это плюс городу. Тем не менее только городское правительство может принимать решение о статусе порта в соответствии с изменением городской инфраструктуры вокруг порта.