Григорий Рудько, профессиональный фотограф, работает над созданием машины времени — Photo Time Machine, веб–ресурса, позволяющего исследовать и дополнять визуальную историю мира через старые фотографии. Чтобы собрать деньги на завершение проекта, он обратился к будущим пользователям. До 27 апреля ему надо набрать сумму $55 тыс.
После окончания режиссерского факультета ВГИКа и курса фотографии в Школе Родченко Григорий поехал в Вену изучать современное визуальное искусство. Работая с большими объемами архивных фотографий, он задумался над созданием специального сервиса, объединяющего людей по принципу принадлежности к небольшой территории и дающего им возможность восстанавливать и вести летопись этой местности. Рабочее название проекта было "На районе", и не планировалось, что он выйдет за границы России. Однако по ходу работы проект разрастался и приобрел глобальные масштабы.
"Я изучил ситуацию и обнаружил заметное оживление в этой области. Интерес к визуальной истории определенно есть. Google выкупил и выкладывает в сеть фотоархивы журнала Life, ИД "Коммерсант" приобрел архивы "Огонька" в придачу к самому журналу. Существует некоторое количество сайтов, блогов, страниц в соцсетях, посвященных визуальной истории конкретных мест — городов, штатов. Большинство — американские. Это понятно: в Америке было больше фотоаппаратов, больше снимков сделано, они сохранились в лучшем состоянии", — рассказывает Григорий.
Теперь сервис называется Photo Time Machine, там будут собраны фотографии со всего мира, объединенные по временному, географическому и тематическому принципам.
Ресурс собирает в удобную для навигации систему фотоархивы разных стран — как крупные институциональные (национальные архивы и библиотеки, музеи), так и частные и любительские. Объединение контента из разных источников происходит через теги — временные, геолокационные и тематические. Таким образом получается инструмент, позволяющий осуществлять точный и детальный поиск как по одному из типов тегов, так и по двум или трем из них одновременно — они синхронизируются.
Григорий ведет переговоры о сотрудничестве с крупными национальными и корпоративными архивами. В дальнейшем пользователи сами смогут загружать на сервер снимки из личного архива. В планах также значится создание мобильного приложения, которое будет обладать дополнительным преимуществом: при помощи системы GPS мобильное устройство сможет определять географическое положение пользователя и представлять подборку фотографий, имеющих отношение к текущей локации. Так что, например, путешествуя, можно будет увидеть, как выглядела местность в разное время, как там жили, одевались, на каком транспорте ездили.
"Мы UGC–ресурс (users generated content), то есть наш контент генерируется самими пользователями", — поясняет Григорий. Таким образом, лицензироваться контент будет ими же. Правообладатели и их представители сами определяют, какие права пользования их фотографиями они открывают: только просмотр, использование в исследовательских и учебных целях, в коммерческих и так далее. Загружая фотографии, они дополняют картину мира и, в принципе, оставляют свой видимый след в истории.
Ресурс будет позволять архивам продавать их фотографии напрямую с сайта и будет взимать за это небольшой процент. Другие формы монетизации — включение в общую систему фотоархивов крупных брендов (автоконцерны, компании, производящие одежду, и т.д.), партнерские программы с фотолабораториями.
Для завершения разработки прототипа и его запуска требуется около $40 тыс. Одна из основных статей расхода — аренда облачных серверов.
"Есть несколько способов собрать деньги на проект: взять кредит, одолжить у друзей, найти спонсора или работать с венчурными фондами или бизнес–ангелами. Я решил обратиться за поддержкой к будущим пользователям", — рассказывает Григорий.
Краудфандинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — "толпа", funding — "финансирование") — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Так что Григорий сделал презентационное видео и разместил его на сайте Kickstarter.com. Это американский портал для сбора средств на реализацию творческих инновационных проектов, где любой человек может материально поддержать понравившуюся ему идею.
Для того чтобы начать собирать деньги с пользователей, необходимо обозначить сумму, которая требуется, и срок. Если за установленное время полная сумма не собирается, то все деньги возвращаются к тем, кто их пожертвовал. Григорий установил сумму $55 тыс., которые он рассчитывает собрать до 27 апреля. 3% этой суммы отходит самому порталу Kickstarter.com, 5% — платежной системе Amazon, через которую осуществляются денежные переводы. Значительная часть денег пойдет на подарки для тех, кто вложил в проект более $35.
Идея краудфандинга сегодня пользуется большой популярностью. В Интернете появляется все больше и больше порталов по сбору средств на реализацию идей: profounder.com, peerbackers.com, indiegogo.com, kiva.org, есть и российские проекты. Например, time–to–start.ru существует уже больше года и представляет собой точную копию Kickstarter.com. На следующей неделе откроется еще один профильный сайт — Clickstart.ru. Создатели этого портала решили отказаться от идеи "все или ничего", так что четких сроков и конкретных сумм заявлять не потребуется, зато пользователь будет обязан предоставить план расходов, объяснить потенциальным спонсорам, на что именно будут потрачены их деньги.
"Главная задача сервиса — помочь людям реализовать свои идеи, выявить лидеров отрасли, — рассказывает Армен Арутюнян, основатель портала Clickstart.ru, — отказаться от указания конкретной требуемой суммы мы решили потому, что для России это почти нереально — собрать хотя бы $30 тыс., а именно столько в среднем требуется на запуск интернет–проекта. Вообще, такие порталы помогают не только собирать деньги, но и понять, насколько востребована будет идея на рынке. Ведь чаще всего вкладываются в проект люди, заинтересованные в нем".