Вечером в понедельник в Москве и Петербурге прошли акции оппозиции. Митинг на Пушкинской площади собрал около 20 тысяч человек и закончился массовыми жесткими задержаниями.
О проведении акций протеста оппозиционеры объявили еще до дня выборов. Акцию в Москве на Пушкинской площади удалось согласовать. Люди стали собираться еще до семи часов. Журналисты и блогеры сообщали о многочисленных провокаторах в толпе, которые скандировали лозунги противоположной политической направленности и задирали участников акции. Были опасения, что ничем хорошим это не кончится. Тем более что одновременно с акцией оппозиции на Манежной площади шел митинг сторонников Путина.
По периметру площади и на соседних улицах было много ОМОНа. Журналисты вновь отметили, что в эти дни в Москве столько полиции и войск, словно в городе военное положение. Наблюдатели отмечали, что не все, кто хотел попасть на митинг, смогли это сделать - из-за ОМОНа. Тем не менее акция собрала около 20 тысяч человек.
Митинг длился около полутора часов. Сергей Удальцов потребовал объяснить, "какого черта Москва оккупирована войсками", и заявил, что он "никогда не признает эти выборы". В числе других выступавших были Григорий Явлинский и Владимир Рыжков. Наибольший резонанс вызвало появление на сцене Михаила Прохорова. Он заявил, что будет бороться за свободную страну и что победить можно только вместе. Ждали на митинге и Геннадия Зюганова, но, в отличие от многих своих сторонников, он туда не пришел.
С наибольшим воодушевлением встречали Алексея Навального, который говорил, что выборы с учетом многочисленных нарушений до и во время голосования были нелегитимными, законного президента в России нет, а протест должен быть постоянным и мирным. Сразу же разошлась на цитаты фраза Навального о том, что оппозиция создаст "универсальную пропагандистскую машину, которая будет не оболванивать, а говорить правду". В резолюции митинга выборы были объявлены нелегитимными.
По окончании санкционированного митинга участникам акции предложили разойтись. Сделать это из-за большого количества сотрудников ОМОН было не так-то просто. В то же время прозвучал и призыв вовсе с площади не уходить. Сергей Удальцов заявил, что не собирается уходить отсюда, пока Путин не уйдет из Кремля. ОМОН стал окружать площадь тройным кольцом. На Пушкинской осталось около полутора тысяч человек.
При этом оппозиционеры нашли законный, по их мнению, способ оставаться на площади. Депутат Госдумы Илья Пономарев заявил, что здесь идет его встреча с избирателями, которая по закону может проходить где угодно и длиться сколько угодно.
Правоохранительные органы эту аргументацию обоснованной не посчитали. "Оппозиционер Удальцов не подчиняется законным требованиям разойтись и призывает к провокациям", - заявили в МВД. Наблюдатели предполагают, что действующие власти поставили правоохранительным органом задачу мягко относиться к митингам и жестко - к попыткам перевести их в постоянную акцию, иначе говоря, в майдан.
Местом выступлений на несанкицонированной части акции стал фонтан - самое заметное возвышение на Пушкинской площади, если не считать памятника. Полиция быстро перешла к задержаниям, которые происходили в очень жесткой форме и очень быстро. Наблюдатели назвали происходящее "фонтаном задержаний".
Комментаторы осудили ОМОН за грубость. "Помощнице депутата Госдумы Ильи Пономарева Алене Поповой менты сломали руку. Первый день стабильности ОК", - написал в своем твиттере журналист Андрей Козенко. "Менты еб...ли об урну позвоночником меня", - констатировал координатор "Синих ведерок" Даниил Линделе. Илья Яшин заявил, что "людей растаскивали яростно" и что такой грубости не было даже во время акций "Стратегии 31" на Триумфальной площади. "ОМОН на Пушке устраивает побоище по типу 31-го на Триумфальной. Демонстрация силы против мирных людей", - вторит ему Рустем Адагамов.
При этом инициатива по пресечению акции принадлежала, по мнению оппозиционеров, вовсе не московским властям, которые ранее разрешили первую часть той же акции. Инициатива исходит из Кремля, считают лидеры протестного движения. "Горбенко тут не командует. В прямом смысле слова нервно курит в углу", - пишет Сергей Пархоменко.
Были задержаны все лидеры оппозиции, включая Алексея Навального и Сергея Удальцова. Навальный невозмутимо вел твиттер-трансляцию из автозака, а потом и из отделения. "Один чувак в автозаке невозмутимо курит электронную сигарету. Один говорит с айпада по скайпу по работе. Один книжку читает. Лепота", "Сидим с моим милиционером и смотрим репортаж о [моем] задержании", "Милиционер, который меня охраняет говорит, что голосовал за Жирика. Происходящее ему явно не нравится. Ща расскажу про Gunvor ему". Чувство юмора участники акции сохраняют: "А что тебе вменяют? Купание в фонтане в неположенное время?", - спросил у Навального Илья Варламов.
Всего по разным данным было задержано от ста до трехсот участников акции. Большинству из них вменяют неповиновение сотрудникам полиции. Это нарушение предполагает арест на 15 суток. При этом предполагается, что лидеры оппозиции будут отпущены уже ночью. Они намерены после освобождения ехать в отделения, где остаются задержанные.
Одновременно с этой акцией в Москве прошли две других. Около 10 тысяч человек на Манежной площади выразили свою поддержку Владимиру Путину. Сторонники Эдуарда Лимонова пытались штурмовать здание Центризбиркома, но поскольку об этих своих планах они сообщили широкой общественности заранее, то акция завершилась, не начавшись: весь квартал был оцеплен, Лимонова вместе с несколькими десятками его сторонников задержали.
Наблюдатели предполагают, что "первый день стабильности" в столице стал очень показательным. В ближайшей перспективе в Москве так и будут проходить акции сторонников Путина (в их обычном стиле) и акции "Другой России" (также в их обычном стиле). Движению "За честные выборы" будут разрешать митинги и запрещать майданы. Вопрос в том, по какому пути пойдут сами оппозиционеры - по мягкому, без конфликтов с полицией, или по жесткому, с требованиями разрешать любые виды мирных акций протеста. Отчасти ответ на этот вопрос зависит от того, как много людей соберет первая же акция оппозиции в нерабочий день.