Снегоходы и квадроциклы обычно эксплуатируются в жестком режиме. Отсюда вытекает и отказ их страховать.
Стоимость квадроцикла или снегохода может приближаться к цене новой бюджетной иномарки. При этом купить полис каско на этот вид транспорта оказывается очень дорого или даже невозможно. Полис ОСАГО также не выписывается на большинство таких транспортных средств. Неудивительно, что немногочисленные банки, выдающие кредит на такую технику, не требуют ее страховать, компенсируя возможные потери повышенной процентной ставкой.
Эксперты говорят, что на открытом рынке адекватный тариф для снегоходов и квадроциклов техники по каско зашкаливает за 20% от ее стоимости. "Конечно, по такой цене будут готовы оформить полис только те водители, кто эксплуатирует технику, скажем так, в очень жестком режиме. Отсюда антиселекция риска и убыточность", - объясняет директор управления андеррайтинга автострахования Северо-Западного дивизиона "Ренессанс страхование" Денис Чигарев. В компании оформляют такой полис только для VIP-клиентов, в том числе сезонный, на условиях, идентичных обычному каско. "Наша компания не страхует по каско снегоходы и квадроциклы, принадлежащие физическим лицам, - добавляет Владислав Анисимов, замдиректора по партнерским продажам Северо-Западной дирекции ОАО СК "Альянс". - Характер эксплуатации данных видов техники априори связан с высокой вероятностью наступления страхового события". При этом в СК "Альянс" могут выписать полис по защите снегохода или квадроцикла только от основных рисков, как имущество физических лиц. Защита будет распространяться только на период, когда техника хранится в запираемых помещениях. Но даже при этом СК "Альянс" выписывает полис на такую технику только при условии, если основное строение также страхуется.
Несмотря на то что снегоходы и квадроциклы могут выезжать на автомобильные дороги, особенно в северных районах страны, полис ОСАГО по ним не получить. Хотя в Мурманской области автоинспекторы в начале действия закона об ОСАГО требовали от водителей этого транспорта полис. "Теперь ОСАГО на снегоходы не выписывается, были специальные разъяснения Минфина, - говорит заместитель директора филиала "Росгосстрах" в Петербурге и Ленобласти Дмитрий Синишев. Он добавляет, что добровольно застраховать ответственность в "Росгосстрахе" также непросто. "Можно сделать индивидуальный договор, но на практике ради одного снегохода или квадроцикла ни страховщик, ни автовладелец тратить время не будет", - заключает он.
При этом на спортивных соревнованиях полис страхования ответственности - норма. Например, год назад "Югория" застраховала ответственность участников розыгрыша Кубка Приволжского федерального округа по кроссу на снегоходах на сумму 1 млн рублей.
"Страхование снегоходов и квадроциклов по ОСАГО возможно только в случае, если они подлежат регистрации в ГИБДД как ТС категории А", - отмечает Владислав Анисимов. - Иначе транспорт проходит регистрацию как спецтехника в Ростехнадзоре и на него обязательное страхование не распространяется". Впрочем, большинство владельцев этой техники на учет ее не ставят.
Впрочем, некрупные страховщики могут взять под защиту квадроцикл от угона и ущерба. В таком случае автовладельцу надо крайне внимательно подписывать договор, так как у небольшой компании может возникнуть соблазн не платить по нетипичному случаю. При наступлении ДТП (если оно произошло вне дороги), не надо требовать вызова ГИБДД. Вместо него страховщик (не обязательно на место аварии) пришлет экспертов для оценки. Если есть расхождения в оценке, пострадавшему рекомендуется провести независимую экспертизу.